ВСЕ уверены: единственная реальная возможность для российских ученых нормально работать - это устроиться в какую-нибудь западную корпорацию. А так ли уж за бугром все безоблачно? Академик Российской академии медико-технических наук, доктор биологических наук Петр Гаряев недавно вернулся из дальнего зарубежья.
ДЛЯ СПРАВКИ. Петр Гаряев является одним из основоположников современной волновой генетики. В 1994 году создал теоретическую базу своего направления науки - теорию волновых генов. Практическое применение - борьба с перекодировкой ДНК, которой занимаются многие вирусы (ВИЧ, онкогены), а в конечном итоге - окончательная победа над диабетом, онкозаболеваниями и ВИЧ-инфекцией.
Средств на работу в России не было, зато работами Гаряева чрезвычайно заинтересовались на Западе.
И вот Гаряев и компания, прихватив уникальную оптико-радиоэлектронную аппаратуру, летят к новому месту работы. Как вспоминает сам Петр Петрович: "Возможности, как казалось тогда, открылись огромные. Условия классные - лаборатории роскошные. Но..."
Быстро выяснилось, что вся научная деятельность здесь поставлена на строго коммерческую основу. На каждый эксперимент заключается контракт с определенной частной лабораторией, в котором четко расписаны все шаги и оплата. Например, один эксперимент с бактериями - 3 тыс. долл., с крысами - 30 тыс. Когда, как и с чем работать - определяют спонсоры. С самого начала мощная фармакологическая корпорация, которая собиралась оплачивать эксперименты, твердо заявила: будете работать с животными. И строго очертила поле деятельности - ищем волновую методику лечения диабета без инсулина. Русские попытались протестовать, объясняя, что правильнее идти от простого - бактерий - к сложному - крысам. Но их доводам не вняли.
Сразу же был получен ошеломляющий результат. Оговоримся, этому "сразу же" предшествовали 17 лет тяжелейшей работы сначала одного Гаряева, а потом и его коллег-единомышленников. Заказчики визжали от счастья. Еще бы, 95% больных диабетом животных в течение недели выздоровели. За первой триумфальной серией последовала вторая - такая же удачная. Предстояла огромная интереснейшая работа. Все надо было проверить и перепроверить. Однако спонсоры решили, что денег на работу русских потрачено достаточно и успешные эксперименты можно воплощать в жизнь, а потому... Русских гениев вежливо попросили очистить помещение. Как оказалось впоследствии, "инсулиновая" корпорация свернула работы, так как сумела, по их мнению, передрать методику русских. Но потерпела в попытках внедрить чудо-компьютер или хотя бы повторить экспериметы полное фиаско.
Подводя итоги своей "западной" работы, Петр Петрович говорит: "Неприятно, что мы стали не объектом научного интереса, а предметом торга, все хотели быстро заработать на нас деньги. Печально, что пытались нас попросту обворовать - скопировав наши ноу-хау и аппаратуру".
Короче, воспоминания о "загранкомандировке" не самые приятные. Так стоит ли так рваться туда?