МАЛО кто сомневался, что конец "холодной войне" между Россией и Украиной могли положить только президенты двух стран. Почти в самый канун новогодних праздников В. Путин и Л. Кучма прилетели в Керчь. С ее набережной остров Тузла виден как на ладони. Встреча, результат которой не брался предсказать никто, закончилась сенсацией.
Вялотекущий конфликт на Азове тлел с развала СССР. Толку от многолетних переговоров было мало. Тем временем Россия продолжала платить деньги (по некоторым данным, за 10 лет сумма достигла 170 млн. долларов) за использование Керчь-Еникальского фарватера. Он ближе к украинскому берегу, на котором и располагается вся навигационная инфраструктура. Но, когда у противоположного берега начали восстанавливать разрушенную в прошлом веке штормами косу, на Тузле появилась украинская погранзастава. Это было уже прямым нарушением договора о госгранице, подписанного в январе 2003 г. Одним словом, возник кризис, который жители Керчи сразу же почувствовали на собственных кошельках.
Российские "погранцы" закрыли вход украинским рыбакам в богатые рыбой прибрежные воды России. А цена билета до другого берега в Керчи уже давно взлетела до заоблачных высот. У половины местных жителей на той стороне - родственники. Но при пенсии в 100 гривен за поездку приходилось выкладывать 32. Об этом и шептались в толпе, которая в ожидании высоких гостей собралась у Керченского горсовета с самого утра.
Прилетев на вертолете из Симферополя, президенты пожали руки нескольким простым гражданам и заперлись для переговоров. Над текстом совместного документа главы государств продолжали колдовать даже во время обеда. Поэтому ни к выпивке, ни к еде не притронулись. Как рассказал потом президент Путин, перед Россией стояли три основные задачи: "обеспечить свободный проход российских и украинских торговых и военных судов через пролив, свободу мореходства для судов обеих стран и подчеркнуть внутренний характер этих вод для России и Украины". Эти задачи удалось решить. Победу праздновала и украинская сторона. Россия согласилась провести границу по водной глади Азовского моря - в рамках отдельного соглашения. Договор открывает возможность и для разграничения Керченского пролива. Впрочем, теперь это не имеет для взаимоотношений двух стран почти никакого значения.
В договоре однозначно записано, что российские и украинские корабли пользуются в море и проливе свободой судоходства. А военные корабли третьих стран смогут заходить в Азово-Керченскую акваторию только при согласии обеих сторон. Это, пожалуй, остудит горячие головы некоторых украинских политиков, которые грозили натовскими крейсерами под Таганрогом. Эксплуатацией Керчь-Еникальского канала по договору займется совместная российско-украинская корпорация. Она же, видимо, и восстановит полноценную паромную переправу между двумя берегами.
В результате политическая острота проблемы была снята. Остров раздора Тузла при совместном использовании пролива не представляет больше никакого "геополитического" интереса. Однако налаженным отношениям еще предстоит пройти небольшую проверку на прочность. Украина и Россия должны будут договориться о конкретном положении границы в море - о том, "в чью воду" попадут зоны рыбного промысла и месторождения природных ископаемых.