СВОЮ "выездную работу" после переизбрания В. Путин начал с Кавказа. Поговаривали, что первым делом он может посетить Чечню, однако слухи не подтвердились - президент отправился в Ессентуки и Сочи.
ЭТО напоминало передышку после бурных событий последнего месяца - выборов и смены правительства. Путин прибыл в резиденцию "Бочаров ручей" с женой и любимицей семьи лабрадором Кони. Президент мог обдумывать планы перестройки своей администрации, прогуливаясь среди пальм под мерный шум прибоя. Купаться, правда, пришлось в бассейне - море едва прогрелось до 10 градусов.
Однако в основном президенту было не до отдыха. За пять дней он провел десяток рабочих встреч и несколько совещаний. Первое - в Ессентуках, с руководством МВД. "Рост преступности пока остановить не удается", - констатировал там В. Путин. Министр МВД Р. Нургалиев сообщил, что число нераскрытых преступлений в 2003 г. выросло на четверть. "Где, уважаемые коллеги, оперативная работа?" - спрашивал он помрачневших подчиненных. А президент велел милиционерам "искать новые методы борьбы с терроризмом".
Один метод антитеррора вскоре подсказал президент Чечни А. Кадыров. Он предложил создать особый центр из числа муфтиев, чтобы после каждого теракта те давали религиозную оценку этим взрывам. "Пусть террористы и не послушаются, зато люди увидят, что ислам тут ни при чем".
Г-н Кадыров вместе с другими 12 главами южных регионов приехал в Сочи на первый форум народов Кавказа и Юга России. Проходил он в санатории "Русь". Еще год назад, до серии судебных разбирательств, эта здравница принадлежала "ЮКОСу", а ныне - Управлению делами президента. Вальяжные чиновники "тусовались" с казаками в черкесках и с кинжалами на боку, православные священники радостно фотографировались с муфтиями. Все символизировало межнациональный мир и согласие, которые вот-вот окончательно утвердятся на Северном Кавказе.
Именно эту мысль местное начальство и постаралось довести до президента. "Сегодня мы чувствуем, что какая-то выверенная политика проводится на Кавказе, - поделился с В. Путиным президент Ингушетии М. Зязиков. Но, подумав, уточнил: "Не какая-то, а именно выверенная".
И хотя, как заметил В. Путин, Южный округ занимает последнее место по инвестициям, а доходы людей здесь в полтора-два раза ниже среднего по стране, все признаки стабилизации налицо. Больше того, "есть все условия для превращения региона в процветающий край". Губернаторы немедленно заверили президента, что обязательно превратят. Только президент, как выразился лидер Северной Осетии г-н Дзасохов, должен помочь им создать "атмосферу оптимизма и уверенности".
А ведь именно такая атмосфера и воцарилась на форуме, который глава Госсовета Дагестана М. Магомедов трижды в своей речи назвал "историческим". "Люди видят, какие успехи достигнуты. Поэтому так дружно, как на праздник, шли, чтобы отдать голоса Владимиру Владимировичу... Дагестанцы не могли поступить иначе!" - расчувствовался он. "Ваше переизбрание - торжество вашей политики", - согласился с коллегой ростовский губернатор В. Чуб. "С вашим именем мы, женщины, связываем мир и согласие, счастье наших детей и внуков!"- воскликнула делегатка из Калмыкии г-жа Очирова.
Поздравления, похожие на долгие кавказские тосты, президент слушал, подперев рукой левую щеку. Мог ли он остановить этот могучий поток горского гостеприимства? Об этом корр. "АиФ" спросил потом самого "виновника торжества". "Люди говорили от души, - ответил В. Путин. - А перебор всегда возможен и часто случается. Вы-то сами как считаете - нужно было прервать? По-моему, нельзя делать это публично. Потому что никогда нельзя человека обижать, ставить в неловкое положение. Во всяком случае, человек в моем положении не имеет такого права. Надо терпеть..."