В НАЧАЛЕ 90-х Россию захлестнуло повальное хобби - классовая ненависть. Естественно, были у нее и объективные, и субъективные поводы. Развал экономики, гиперинфляция, безработица, обнищание населения, и на этом фоне - братки в малиновых пиджаках, голде и на "мерсах". В анекдотах того времени "новые русские" представали непроходимыми тупицами, которых всегда разводили дедушки на "Запорожцах", "новые Иванушки-дурачки". В жизни же ту прослойку постсоветского общества ненавидели так, что поджигали им двери, прокалывали шины "шестисотых", а уж взрывали и отстреливали их уже "свои" - конкуренты, они же коллеги по цеху.
Удобная версия
В СОВЕТСКИЕ времена тоже были свои "новые русские" - "красные директора", которые воровали без зазрения совести. Но их ненавидели без мордобоя и спичек, относились к ним как к чему-то даже сакральному. Новые же богачи были не властью даны, а явились как из параллельных миров - и тут же стали козлами отпущения. Это они "ограбили и разворовали".
Властям была в какой-то мере удобна такая версия. Ведь чиновники тоже активно принимали участие в приватизации действительно самых лакомых кусков пирога - топливно-энергетического комплекса. И таким образом негативные эмоции народа были направлены не на взяточников и законотворцев-троечников, а на соседей-бизнесменов бандитского вида.
Но прошло время. Госсобственность поделили, приватизировали и даже кое-где снова реанимировали. Классовая ненависть заметно поутихла, почти сошла на нет, а жить-то лучше не стало!
Великий и ужасный
МОЖНО было бы долго не думать: нашли нового козла отпущения - крупный бизнес. Мелкий и средний на это место явно не подходил: его представители так и остались жить "по соседству с народом", и видно было, как они бьются и ломаются за каждую копейку. Крупный бизнес - "не объять руками". Что там в нем, как? Откуда знать! И уж наверняка хватает у этого "великого и ужасного" денег, чтобы поштучно коррумпировать мелкую чиновничью братию и творить прочие беззакония где-нибудь за Уралом.
Но это только часть правды. Ведь "крупный бизнес" - это не 2-3 олигарха со своими компаниями. Виктор Вексельберг подсчитал: треть российской промышленности - это 23 группы. Легко предположить, что, когда среди этих 23 появляются 2-3 желающих, чтобы все было "по-честному", и делают свое дело прозрачным, отчетность - доступной (как это сделала нефтяная компания "ЮКОС" в свое время), остальных это... тревожит. Плюс ненависть. Не только классовая, но и отраслевая. Желание снова переделить то, что перестроено, восстановлено, работает и приносит хорошие деньги. Чтобы добиться заветной цели, почему бы "крупному бизнесу" не "развести" власть, чтобы ее руками убрать особо строптивых и особо прозрачных? А уж "за что?" - вопрос риторический. Кто без греха, пусть первым бросит камень...
Глубокая заморозка
ПРИМЕРНО за год до начала неприятностей в стане Ходорковского налоговые органы предъявили претензии в недоплате налогов "ЛУКОЙЛу" и "Интерросу" в связи с приватизацией "Норникеля". "ЛУКОЙЛ" заплатил немедля, "Интеррос" немного поартачился, но тоже поделился. От олигархов тут же отстали, а бывший гендиректор "Норникеля" Хлопонин для верности стал губернатором.
Закономерный вопрос: почему те компании сразу удовлетворили все претензии? Из-за твердой веры в "божественное происхождение кесаря", как сформулировали бы древние римляне? Или... Не будем никого обижать, но лет 150 назад в Японии всякий уважающий себя гражданин, не в силах доказать императору свою правоту, немедленно делал харакири. Это было последним и безусловным аргументом его невиновности. Бывший глава "ЮКОСа" тоже сделал "харакири" - претензии властей стал оспаривать, на Запад не сбежал и даже отдался на милость правосудия.
Подоплека атаки на нефтяную компанию известна, вероятно, только узкому кругу. Остальные - додумывают и по старой, еще советской традиции стараются угодить начальству. Одни - по-крупному, другие - по мелочам. Взять хотя бы ситуацию с налоговой проверкой нефтяной компании за 2000 год: делали ее в последние дни декабря прошлого года, чтобы успеть. Успеть что? А то, что по 87-й статье Налогового кодекса РФ такие проверки можно проводить не "дальше", чем на три года назад. Кстати, это дело налоговики "провернули" за 2 недели, а вот точно такую же проверку за 2001-2002 годы ведут уже третий месяц. Данные первого "заезда" инспекторов уже приобщены к делу, хотя их еще предстоит рассматривать в арбитражном суде. Но, как мы помним, у крупного бизнеса презумпция невиновности одна - харакири.
И уж совсем странным были другие действия: налоговики призвали компанию погасить задолженность в 99 млрд. рублей (так насчитали в последний раз) за... полдня. Бандиты, если верить российским сериалам, и то своих жертв хотя бы на счетчик ставили. А госарбитраж, не дожидаясь и этих часов, принимает решение арестовать имущество и акции. Любопытно другое: "глубокой заморозке" подверглось имущество на 480 млрд., то есть на сумму в 5 раз большую, чем та, которую надо было обеспечить налоговикам. Что, "из вредности"?
Наивные граждане могут скоропалительно обвинить во всех этих, мягко говоря, несуразицах правительство, а то и президенту приписать. Но на недавно завершившемся российском экономическом форуме в Лондоне министр финансов Алексей Кудрин заявил, что говорить об имущественных претензиях государства к "ЮКОСу" рано, потому что "не завершилось судебное рассмотрение, когда стороны во внесудебном порядке предъявят документы в обоснование своих позиций". Так что у каждого министерства и ведомства - свой взгляд на крупный бизнес и на то, как с ним бороться.
Экономический минус
НА ТОМ ЖЕ форуме в Лондоне Евгений Ясин сказал: "Создается впечатление, что самая главная проблема в России - как уничтожить крупный бизнес". При всем уважении к научному руководителю Высшей школы экономики это не совсем так. Невозможно и на минуту представить, что на самом верху не понимают, какой вред может нанести государству развал, банкротство или хотя бы снижение добычи нефти самой крупной компанией. В прошлом году "ЮКОС" заплатил почти 5 млрд. долларов налогов. Это 4% федерального бюджета - столько, сколько было потрачено на науку, культуру и высшую школу, вместе взятые. Больше этого налогов платит только "Газпром". Из чистой прибыли нефтяники финансируют огромное количество социальных и благотворительных проектов - не менее 100 млн. долл. в год. Затормозится работа компании - растают и эти суммы.
"Уже произошло падение фондовых индексов, страдают собственники компании (а это тысячи простых нефтяников. - Авт.), - считает руководитель отдела исследования элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская. - А государству кажется, что никаких особых негативных последствий не будет. Ущерб уже есть: была достаточно критическая реакция на эти события в мире. Это большой минус. Плюс - это одобрение той части населения, которая считает, что "так и надо" бороться с олигархами. Пока очевидно, что некоторые экономические минусы приносятся в жертву политическим плюсам. Другие нефтедобывающие компании все силы бросят на то, чтобы доказать свою лояльность власти".
Почем опиум для народа?
...И НЕ только они! Сегодня в деле "ЮКОСа" желает отметиться всякий региональный чиновник - хоть с какого боку. Вдруг этакая преданность делу станет трамплином для продвижения по служебной лестнице? И вот к акту о "бессистемных случках кролов" в подсобном хозяйстве якутского дочернего предприятия нефтяников и распоряжению "озеленить тундру в 60-градусный мороз", который предписали природоохранные чиновники другой "родственнице" "ЮКОСа" в Ямало-Ненецком автономном округе, добавился и замечательный вклад воронежцев. Они заметили на этикетке чешской водки "Каннабис" (которая продается в магазинчиках при АЗС компании) надпись о добавке из конопли - то есть пропаганду наркотиков. Действительно, черт знает что! Но почему та же самая водка свободно продается в сотнях магазинов Москвы, приобщая народ к "опиуму", - правда, уже без посредничества нефтяников?
Увеличить надои и удои!
СОЮЗ бизнеса и власти вступил в стадию "развода по-американски": властная жена требует не только содержания на себя и детей, но и все имущество, потому что деловой муж "врал и изменял, подлец этакий". Но адвокаты от экономики и деловых кругов надеются, что дело можно будет закончить полюбовно. Так, Михаил Делягин из Института проблем глобализации уверен, что власть заинтересована сохранить крупный бизнес в качестве "дойной коровы". Конечно, всякой доярке хочется повысить удои. Методы - пряник (это в прошлом) и кнут (налоги и "Покайся - тебе скидка будет!"). И самый эффективный - доказательство первородного греха крупного бизнеса. Виноват, потому что огромен, потому что инвестиционно привлекателен, потому что прибылен. Лучше б он вообще того - харакири... Но такое харакири, чтобы не насмерть, а чтобы головы не было. А уж голов у чиновников своих хватает.
Да, не способна существовать большая страна без крупного бизнеса. Может, не такого сверхконцентрированного, но крупного. И стране тоже надо помнить, что каждая минута его работы - золотая денежка, падающая в бюджет. Если он в чем виноват, судить его надо по всей строгости закона. Но именно судить, а не измываться. И именно закона, а не "по понятиям".