НЕПОДАЛЕКУ от Боденского озера в Германии есть клиника для детей с отклонениями в развитии. Говорят, одному из пациентов незадолго до 2 июля 2002 года приснился сон, что с неба падает что-то яркое. Воспитатели ребенка успокоили, сказали, что, наверное, это была звездочка. В день катастрофы мальчик донимал взрослых вопросом: "А самолет уже упал?" А когда башкирский самолет упал, жители городка и дети из того интерната помогали приехавшим родителям погибших детей чем могли. Особенно они сочувствовали одному из мужчин. Он прорвался через оцепление и сам искал погибших. Нашел жену, сына и дочь, висевшую на дереве. "Как ангел", - рыдая, говорили немцы. Это был россиянин Виталий Калоев.
РОВНО два года назад самолет "Башкирских авиалиний" столкнулся с американским почтовым "Боингом". Погиб 71 человек, в основном дети из Башкирии. Сразу же после трагедии стало ясно, что основная вина лежит на швейцарской компании "Скайгайд". Ее диспетчер Петер Нильсен свел оба борта в один воздушный коридор. А потом произошла еще одна трагедия, потрясшая весь мир. В конце февраля этого года Виталий Калоев приехал в Швейцарию.
- Я сам навещал Виталия в клинике и спрашивал о случившемся. Он говорит так: я пришел к диспетчеру домой, он вышел, я протянул ему фотографии, он меня оттолкнул, я еще раз протянул снимки, он оттолкнул меня сильнее, и фотографии рассыпались... Дальше не помню ничего, - 67-летний Юрий Калоев, брат Виталия, рассказывая это, не может скрыть слез. Однако именно в убийстве Петера Нильсена обвиняют сейчас Калоева.
Недавно немецкая комиссия по расследованию обстоятельств катастрофы вынесла заключение. После его обнародования компания "Скайгайд" признала свою вину и начала переговоры о суммах компенсаций. Сегодня речь идет о 150 тыс. за каждого погибшего россиянина.
Виталия Калоева сейчас лечат от депрессии в швейцарской клинике. Те самые злополучные фотографии, которые россиянин показывал диспетчеру, у Виталия отобрали и не возвращают, несмотря на его протесты.
Разговоры о семье с ним запрещены. При малейшем упоминании Виталий начинает плакать, и успокоить его не могут днями. Постоянно спрашивает, следит ли кто за могилами жены и детей, не одиноко ли его малышам и любимой женщине на кладбище.
Об этой истории на Западе по-прежнему много пишут, снимают фильмы в Швейцарии, Германии, Дании. Швейцарский - "Неоконченная трагедия" - уже вышел. Режиссер, рассказывая соотечественникам историю некогда счастливой семьи, с удивлением отмечал, что ни разу никто из родственников Калоева не обмолвился о материальной компенсации, прося только о правде и справедливости. Поэтому они отказались принять официальное извинение от руководства "Скайгайда".
Что касается компенсации, председатель правления Башкирской общественной организации родственников погибших Зульфат Хамматов объяснил "АиФ": "Сейчас вместе с адвокатами мы готовим исковое заявление в адрес "Скайгайда". Надо успеть до 2 июля, когда истекает двухлетний срок давности". Известно только, что на 150 тыс. долларов за каждого погибшего ребенка далеко не все родители, для которых будущее закончилось два года назад, согласны.