ВСТРЕЧА в Чили В. Путина с премьер-министром Японии Д. Коидзуми, похоже, мало продвинула решение проблемы "спорных островов". На это, впрочем, были объективные причины. Единого мнения по этому поводу нет ни в Японии, ни в России.
В 1951 ГОДУ в Сан-Франциско состоялось подписание мирного договора с Японией. Но подпись нашего представителя на переговорах - Андрея Громыко - под документом не появилась. Американцы, составлявшие текст, не учли позицию Советского Союза: в работе над договором должна участвовать и Китайская Народная Республика. Кроме того, в Соединенных Штатах весьма хитро составили пункт об отказе Японии от Курильских островов (к началу 50-х они уже входили в состав РСФСР). Япония отказывалась от любых прав, правооснований и претензий на Курилы, но в документе не указывалось, в чью пользу.
Переговоры о двустороннем мирном договоре между Японией и СССР начались в 1955 году в Лондоне. В своих мемуарах полномочный представитель Японии на переговорах Мацумото фактически признавал, что предложение Хрущева о Хабомаи и Шикотане было для Японии большим успехом. Но важно, что речь шла не о возвращении, а именно о передаче. То есть о жесте доброй воли в интересах добрососедства двух стран. "Когда я услышал об этом, я не поверил своим ушам, а в душе очень обрадовался", - писал Мацумото.
Договору воспротивились американцы: "холодная война" была в разгаре, и они не были заинтересованы в окончательной нормализации японо-советских отношений. А от экономической помощи США Япония в то время зависела очень сильно. Под давлением тогдашнего госсекретаря США Даллеса японцы выдвинули требование добавить к маленьким Хабомаи и Шикотану большие острова Кунашир и Итуруп, что кардинально меняло ситуацию. Переговоры предсказуемо зашли в тупик, и странам в 1956 году удалось подписать лишь совместную декларацию. Она, впрочем, предусматривала и последующее заключение мирного договора, о чем недавно и напомнил сначала министр иностранных дел С. Лавров, а позже - и президент В. Путин.
Холодная война давно закончилась, но японцы, забывая о важных деталях истории полувековой давности, по-прежнему настаивают на передаче всех "спорных территорий". Говорят об этом как о вопросе национальной гордости и сохранения лица. Такой подход, в свою очередь, заставляет задуматься. Во-первых, почему для сохранения чьего-то лица Россия должна терять свое? Во-вторых, так ли уж нужен через 60 лет после окончания войны мирный договор?
Если первый вопрос не предполагает дискуссии, то второй неоднозначен. Мирного договора у нас, например, нет с Германией. Однако это нисколько не мешает экономическим связям.
Между тем район Южных Курил уникален. Таких мест на Земле - десяток. Теплое течение здесь встречается с холодным, со дна поднимается масса корма, к которому устремляются косяки рыб. В относительно небольшом по площади районе запасы биоресурсов достигают 5 млн. тонн, что позволяет ежегодно добывать до 1,5 млн. тонн рыбы. При этом нам не следовало бы забывать, что сегодняшние японские школьники учатся по картам, на которых все Курилы до Камчатки и половина Сахалина оставлены незакрашенными или выкрашены в японский цвет.
Курильские острова за американские базы?
В ВОПРОСЕ Курильских островов мы имеем дело с очень деликатной геополитической ситуацией. Для России жизненно важно развитие отношений с Японией. Нужно привлечь ее к инвестициям, освоению и модернизации инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока. В перспективе российско-японские отношения могут стать залогом модернизации экономики России и противодействия демографической экспансии Китая в Сибирь. Поэтому Россия заинтересована в том, чтобы променять острова на геополитический союз. Этот размен был бы выгоден и Японии. Ресурсы Сибири и России в целом - залог ее бурного экономического развития и стабильного роста в ХХI веке.
На пути взаимовыгодного сотрудничества встали Курилы и... США. Штаты по-прежнему в страшном сне видят укрепление стратегической оси Москва - Токио. Но, если Россия за "просто так" пойдет по горбачевскому пути и начнет разбазаривать свои земли за гроши, а то и просто за улыбку иностранных лидеров, это будет очевидным провалом. Нашим условием должен стать выход Токио из зоны американского стратегического контроля и отказ от американских баз на Окинаве.