СОЮЗ нерушимый республик свободных сплотила когда-то великая Русь. Но в 1991 г. все наши 14 сестер так рьяно бросились вырываться из братских объятий, что даже обидно стало.
Впрочем, вырваться-то они вырвались, а обедать, как выясняется, все равно приходят к нам.
ЕЖЕГОДНО из России в бывшие советские республики вывозится свыше 25 млн. тонн нефти и свыше 80 млрд. м3 газа (более трети всего газового экспорта). В небольших количествах мы поставляем энергоресурсы даже в республики Средней Азии, где в принципе есть свои собственные нефть и газ. При этом из всех бывших союзных республик за нефть и газ аккуратно и почти по мировым ценам расплачиваются только Латвия, Литва и Эстония. Все остальные наши ближние соседи не платят и платить, похоже, не собираются.
Завеса секретности
ИНФОРМАЦИЯ о том, сколько нефти и газа мы продаем в ближнее зарубежье, кто как платит и кто нам сколько должен, засекречена. Более того, правительственным структурам, в частности, Государственному таможенному комитету строго-настрого запрещено разглашать цены, по которым распродается главное богатство России - нефть и газ. Режим жесткой секретности организован по требованию Минтопэнерго и РАО "Газпром".
Однако, несмотря на все их усилия, нам удалось выяснить, что цены на нефть, например, в 1998 г. колебались от 67 долл. (Казахстан) до 76 долл. за тонну (Украина). То есть на 15-25% ниже мировых. С газом ситуация еще хлеще. "Газпром" - структура в основном государственная. А потому газ поступает в страны СНГ в огромных количествах практически бесплатно. Эксперты утверждают, что долг бывших союзных республик за газ растет со скоростью более 1 млрд. долл. в год, а его общая сумма давно превысила 7,5 млрд. долл. При том, что с бывших союзных республик Россия просит всего 50 долл. за 1 тыс. м3 - в два раза меньше, чем на мировом рынке. А Белоруссия вообще добилась 31 - 32 долл. за 1 тыс. м3. Граждане России на этом потеряли свыше 300 млн. долл. К тому же недавно принято решение о перезачете долга Белоруссии, после чего ее задолженность нам сократилась более чем на треть.
Но и это еще не все. Мало того что мы продаем свои ресурсы (которые, как и нервные клетки, не восстанавливаются) по бросовым ценам и не требуем денег, газ у нас еще и просто-напросто воруют. Больше всех стараются на территории Украины. По экспертным данным "Газпрома", местные умельцы воруют до 10 млн. м3 газа в год, что составляет примерно 20% всего потребляемого украинцами количества.
Что за это имеем?
ПРАКТИЧЕСКИ ничего. Страны СНГ рассчитываются с Россией не твердой валютой, а по бартеру, поставляя на наш рынок товары далеко не мирового качества. В принципе российские предприятия и сами подобную продукцию производят. Но поскольку надо брать за газ хоть что-то, придумываются всевозможные "взаимозачеты".
Из Белоруссии в Россию идет продовольствие, радио- и телеаппаратура, электрооборудование, строительные материалы, грузовые автомобили, тракторы, другие товары.
Украина задолжала России только за газ свыше 1 млрд. долл. (некоторые эксперты называют цифру в 2 раза большую). За неимением лучшего по схеме натурального обмена в Россию за газ поставляются, например, зерно, мясо, птица, сахар, молоко, продукты химии, другие товары.
Армения и Грузия за российский газ импортируют в Россию продовольственные товары, продукты химии, лекарства, электроэнергию, автомобильные шины, лаки и краски. Специалисты считают, что они поставляют России продукцию по приемлемым ценам.
Молдавия по существу уже давно страна-банкрот. Она не платит даже по своим долгам международным финансовым организациям. А России за газ и подавно. Взять с Молдавии практически нечего.
При этом наши бывшие республики придерживаются одной и той же тактики - сильно завышают цены на свои товары по сравнению с мировыми. Например, подсолнечное масло в Аргентине мы покупаем по 606 долл. за тонну, а Украина такое же масло продает нам по 624 долл. В Польше наши организации покупают сахар по 319 долл. за тонну, на Украине - по 374 долл. Казахстан продает России сахар по 491 долл. за тонну, Киргизия - по 443.
Осмысленных попыток решения этих проблем пока не наблюдается. В правительственных кругах зреет намерение поучаствовать в приватизации объектов топливно-энергетического комплекса наших должников. В первую очередь на Украине. Только допустят ли украинцы "москалей" к покупке акций в ключевой отрасли своей индустрии? С Белоруссией полегче: часть белорусских нефтеперегонных заводов входит в состав российской нефтяной компании "Славнефть". Российское сырье поступает на переработку в Белоруссию, а затем нефтепродукты идут либо в Россию в качестве оплаты, либо на экспорт. Армения и Грузия в отличие от Украины рассматривают варианты участия "Газпрома" в приобретении акций своих газовых компаний.