9 ЯНВАРЯ 1905 года в Санкт-Петербурге была расстреляна мирная рабочая демонстрация. Это вошло в историю как "кровавое воскресенье". Если бы не события того проклятого дня, вся история России могла бы пойти по-другому...
Бунт на коленях
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ повод - увольнение нескольких рабочих Путиловского завода из-за конфликта с мастером. На беду уволенные были членами Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга. А это была представительная легальная организация, которая к концу 1904 года уже имела в столице больше 10 отделений и пользовалась в рабочей среде широким влиянием. Вспыхнувшую на Путиловском заводе 2 января забастовку на следующий день поддержали рабочие других заводов. Во главе бастующих стоял популярный среди рабочих священник Георгий Аполлонович Гапон.
Вечером 8 января власти встревожились: на рабочих окраинах происходило что-то непонятное. Министр внутренних дел Святополк-Мирский собрал экстренное совещание, на котором присутствовали питерский градоначальник Фулон, комендант Зимнего дворца Воейков и начальник департамента полиции Лопухин. Правящую династию представлял великий князь Владимир Александрович.
Решения были приняты, мягко говоря, противоречивые: демонстрацию не запрещать, но до главной цели, до Зимнего, народ не допускать; огня не открывать, но если остановить демонстрантов не удастся, открыть огонь... Через некоторое время обстановку запросил Николай II. "Ситуация под контролем", - бодро отрапортовали чиновники. Успокоенный император уехал в Царское Село.
Ранним воскресным утром 9 января из рабочих районов к Зимнему дворцу потянулись колонны. Шли всем миром - со священником, хоругвями, портретами государя, с женами и малолетними детьми. Штурмовать Зимний никто не собирался. В колоннах демонстрантов было куда больше полицейских в форме и в штатском, следящих за порядком, чем социал-демократов, присоединившихся к шествию в пути. К двум часам дня вокруг Дворцовой площади собралась огромная толпа. Площадь оцепила кавалерия, а перед Александровской колонной лицом к Адмиралтейству стояла пехота.
До сих пор историки так и не разобрались, кто отдал приказ стрелять на поражение. Похоже, такого распоряжения и вовсе не было. Командир Преображенского полка, например, приказал стрелять поверх голов. Гвардейцы дали залп, который не задел демонстрантов, но поубивал мальчишек, сидевших на деревьях и cадовых решетках. Передние ряды демонстрантов остановились, но задние продолжали напирать... Вот тут и произошла трагедия, навсегда превратившая 9 января в "кровавое воскресенье". Солдаты, имевшие приказ остановить толпу, обладали единственным средством его выполнения - трехлинейными винтовками.
Под охранкой
ЕСЛИ заглянуть поглубже, то, выяснится: дикую "подлянку" правящему режиму подкинула спонсируемая правительством организация.
В 1902 году начальник "Особого отдела" департамента полиции Сергей Васильевич Зубатов предупредил тогдашних "олигархов", что ужасающие условия жизни рабочих толкают их на антиправительственные выступления. Заводчики, однако, плевать хотели на предупреждения какого-то жандармского полковника. Тогда охранка решила защищать режим на свой страх и риск.
В 1903 году Зубатов обратил внимание на Гапона. Ему дали деньги на устройство клубов-чайных в заводских районах. Вскоре от чайных он перешел к созданию рабочего союза. Последний мыслился как организация, решающая споры между наемными работниками и хозяевами без забастовок. Казалось, впереди замаячили вполне "западные" профсоюзы, а с ними и ненасильственное решение всех "классовых вопросов". Увы, в России и на этот раз получилось "как всегда". Рабочее движение вышло из-под контроля вовсе не по вине большевиков, про которых рабочие в январе 1905 г. ничего не слышали. По иронии судьбы это произошло в результате борьбы за власть в Министерстве внутренних дел Российской империи.
Кстати
Все главные действующие лица январской трагедии кончили плохо. Гапона в 1906 г. повесили члены боевой группы социал-революционеров. Зубатова вскоре уволили без права на пенсию и сослали во Владимир. В марте 1917 года, узнав об отречении императора, он застрелился.