Российские банки настолько изощренно научились управлять финансами, что их вкладчики не пострадают от девальвации рубля.
Беседа с президентом Инкомбанка Владимиром ВИНОГРАДОВЫМ
Владимир Викторович, Инкомбанку исполняется 10 лет. По международным меркам - детский возраст. Но банк вот уже несколько лет входит в пятерку самых крупных банков России. Как вам это удается?
- Удержаться в пятерке нам удается благодаря ряду простых, но в то же время важных факторов. Во-первых, мы развиваемся как классический многоцелевой, многофункциональный, многофилиальный банк. Портфель вложений хорошо распределен по отраслям и территориям.
Мы отслеживаем и обеспечиваем интересы мелкого, среднего, крупного бизнеса и частных лиц. То есть мы охватили практически всю клиентуру. Если у частных лиц плоховато с деньгами, а у корпораций лучше - работаем с деньгами корпораций. Сейчас обратная ситуация: у компаний денег нет, но к нам активно идут частные лица.
- Но ведь и конкуренты не дремлют. Свежа в памяти кампания по "сливу компромата" в отношении Инкомбанка.
- Мы все живем в тесном мире.
И удар, который пытались нанести по нашему банку, - это удар по всему банковскому сообществу, в том числе и по самим конкурентам. Хотят этого или нет, но неминуемо продвижение к международным стандартам деловой этики: никого не поносить, публично себя не хвалить, пусть это делают другие.
- В ходе кампании против вас была задействована пресса, включая центральные издания. Не секрет, что многие СМИ "съедены" банками. Инкомбанк сидит тихо. Мы не слышим
о каких-то крупных приобретениях. Уступили конкурентам? Разве опыт не научил вас поддерживать теплые отношения со СМИ?
- У нас всегда были теплые отношения со СМИ. В каждом издании есть люди, симпатизирующие нам, работающие с нами, несмотря на то что некоторые главные редакторы этих изданий проводят политику, удобную для владельцев газет. Что касается того "наезда" на Инкомбанк, то просто некоторые деятели решили поиграть мускулами. Помните, как поиграл
мускулами Н. Хрущев во время кубинского кризиса? Результат был плачевный. Он просто не смог выдержать навязанную дорогостоящую гонку вооружений. Банки создаются для того, чтобы выгодно вкладывать деньги, а не для того, чтобы руководить прессой.
- Но банки все-таки не могут оставаться в стороне от политики.
- Я не знаю ни одного серьезного западного банка, который бы напрямую владел контрольными пакетами крупных газет, например "Файнэншл таймс". Банки
не скупают прессу, потому что после этого средство массовой информации теряет свой авторитет у читателей или зрителей. Если наши уважаемые коллеги-банкиры, которые скупили контрольные пакеты в СМИ, не одумаются и не расширят состав акционеров, если не перестанут подчеркивать свою заглавную роль в СМИ, то эти средства массовой информации с помощью рынка и благодаря рынку умрут, а родятся другие. Вопрос только в сроке смерти. Между кубинским кризисом
и распадом Советского Союза было 30 лет. Наверное, некоторые наши коллеги считают, что они финансово достаточно крепки. Но боюсь, что через 30 лет им не хватит денег содержать за свой счет эти средства массовой информации.
- Как вы отнеслись к решению президента отправить в отставку кабинет В. Черномырдина? И как вы рассматриваете шансы Черномырдина на победу в 2000 году?
- Я считаю, что отставка - это прерогатива президента. Каждый, кто пытается
комментировать это, занимается не своим делом, если только он не профессиональный аналитик или профессиональный журналист.
Что касается возможностей Виктора Степановича, я думаю, что они есть, хотя многое зависит от того, как он "раскрутится" со своим общественно-политическим движением. Время есть, есть и структуры, готовые его поддержать, и это не обязательно так называемые олигархи. Учитывая, что наш народ голосует сердцем, денег много не надо.
- Сейчас вошел в обращение термин "семибанкирщина". Что объединяет интересы семи банкиров и предпринимателей, которые якобы решают чуть ли не все и вся в России? Они же естественные конкуренты.
- Я никогда не относил себя к этой группе. Письмо КПРФ и Г. Зюганову я не подписал, что вызвало некоторое недовольство членов "семерки". Я считаю, что в России все объединяются по двум причинам. Первая - против кого дружить будем? Вторая, я думаю, - большинство
банкиров объединилось из-за осознания большой опасности нестабильности.
Как вы относитесь к утверждениям некоторых членов этой группы, что власти покорно исполняют их волю?
- Власть в России настолько серьезно защищена законодательством, что при наличии у нее политической воли диктат невозможен в принципе. Наивно думать, что вы - центр Вселенной, хотя это и тешит самомнение. Если власть не хочет слышать, будь их не семь, а 77, то все равно ничего не изменится.
- Многих взволновало недавнее заявление председателя Центробанка
С. Дубинина о постепенной девальвации рубля. Его курс хотят теснее связать с инфляцией. Наша публика склонна к панике - так уже воспитали нас всякие денежные реформы. Ваш прогноз?
- Центральный банк - авторитетный и сильный орган государственного регулирования. С. Дубинин приобрел серьезный опыт управления Центральным банком. Он был и остается одним из авторитетнейших экономистов нашего времени. Сейчас процесс идет достаточно уравновешенно. Наряду
с постепенной девальвацией начался рост процентных ставок по ГКО. Это говорит о том, что деньги из портфеля ГКО вынуты не будут и не будут направлены на очередные спекулятивные операции "рубль - доллар". Я думаю, что девальвация, если она сделана во имя удержания и последующего финансирования подъема промышленного производства, - разумный шаг. Сегодня, в условиях, когда экспорт, особенно сырьевых товаров, металлов и нефти, стал маловыгоден или вообще
невыгоден, другого пути нет. Кроме того, часть прибыли, полученной от девальвации, может быть направлена на решение острых социальных проблем, а также проблем машиностроительного комплекса.
Два года мы загоняли рубль в жесткий валютный коридор. В США в 30-е годы это называли "валютной змейкой". Я думаю, что следующий изгиб этой "валютной змейки" произойдет через годполтора, когда будет опять ужесточен курс.
Для миллионов читателей "АиФ" скажу, что
причины для беспокойства из-за девальвации рубля нет. Наши российские банки, пережив массу мелких и крупных кризисов, настолько изощренно научились управлять своими финансами, что быстро отреагируют, повысив процентные ставки. Держать депозиты вкладчикам будет по-прежнему выгодно. Для желающих "уйти" из рубля в доллар мы также обеспечим хорошие условия для размещения депозитных валютных средств в банках. Кроме того, девальвация будет постепенная,
медленная, раза в 1,5 выше, чем планировалась в начале года. Если наше новое правительство смогло бы поддержать экспорт, машиностроение, выплатить зарплату, то, я думаю, Центральный банк обеспечил бы для него "хорошее поле для игры".
- Вы упомянули новое правительство, которое рано или поздно будет создано. Кандидат на пост премьер-министра сейчас даже моложе вас, президента Инкомбанка, когда вы "запускали" банк. Ваше отношение к омоложению руководящего
звена российской экономики?
- Главное - кто будет в команде! Работает не один премьер, а вся команда. Конечно, хотелось бы, чтобы промышленностью занимались люди, которые хорошо понимают, что это такое. Экономикой заниматься надо. Для этого нужны серьезные макроэкономисты типа Е. Ясина или Я. Уринсона. Но промышленностью должны заниматься промышленники. Промышленность пора объединять с экспортом. Министерство промышленности, экономики и экспорта в
Японии было создано после войны в таком виде не от хорошей жизни, а от плохой. Потому что все, что мы можем мало-мальски сделать неплохо и продать, надо продавать. Тогда в стране будет валюта, и мы сможем закупать новейшее оборудование. Пора обновлять основные фонды и меньше тратить валюты на импорт.
- Вы поклонник балета? Когда я собирал на вас досье в Интернете, одно из первых упоминаний о президенте Инкомбанка было в материале о международном балетном
конкурсе Майи Плисецкой в Петербурге. Банк был спонсором, а вы - членом жюри.
- Один из лозунгов нашего банка: "Есть истинные ценности!" Я считаю, что наш советский, российский балет - это одна из истинных ценностей. И то хорошее, что мы имеем, нужно сохранять и приумножать. Поэтому мы "вложились" в этот международный конкурс. И потом, я просто люблю красивое.
- В последнее время информация в прессе о личном состоянии того или иного бизнесмена воспринимается
уже не как сенсация. Недавно Б. Березовский в интервью, которое он дал в Швейцарии, не отрицал, что его состояние оценивается в несколько миллиардов долларов. А В. Потанин, как утверждают, имеет не меньше 3 млрд. долл. А на сколько долларов "тянете" вы?
- Не мне судить о состоянии моих коллег. Но, по моим оценкам, суммы завышаются как минимум на два-три порядка. Это опять-таки "заслуга" прессы, нацеленной на эпатаж. Я, конечно, человек не бедный.
Может быть, и не самый богатый. Но мне хватает.
- Известно, что вам приходится вкалывать чуть ли не 24 часа в сутки. Это не может не сказываться на семье, на досуге.
- Есть и компенсация - это огромное моральное удовлетворение, если дело идет. Я считаю, что итоги 1997 г., несмотря на то что он был тяжелым, как раз приносят удовлетворение и мне, и моим коллегам. Удалось решить вопрос о том, что Газпром станет нашим стратегическим инвестором. Мы заканчиваем
выполнение программы привлечения двух иностранных банков - стратегических инвесторов. Капитал банка по итогам года будет близок к миллиарду долларов. Мы станем банком, который сможет обслуживать баланс в 15 - 20 млрд. долл.!
Смотрите также:
- ВАЛЮТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ У НАСЕЛЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ 75%. Борис Федоров - человек, который никому не дает денег →
- ЧАСТНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ СОСТАВЛЯЮТ НЕ БОЛЕЕ 5 МЛРД. ДОЛЛАРОВ. "Я верю в российского производителя" →
- Олег СЫСУЕВ: "Надежность - наш основной банковский продукт" →