Примерное время чтения: 9 минут
189

МЫ ДОЛЖНЫ 65 - 70 МЛРД. ДОЛЛ., А НАМ - 90. Мы самые богатые, но... бедные

Беседа нашего корреспондента Н. ЖЕЛНОРОВОЙ с руководителем Комитета по оперативному управлению народным хозяйством страны, президентом Научно- промышленного союза СССР А. И. ВОЛЬСКИМ.

- Аркадий Иванович, если трезво смотреть: возможна ли голодная зима в бывшем Союзе?

- 170 млн. т - по оптимистическим прогнозам - заготовлено зерна в этом году. Крестьяне не стали продавать урожай государству. Наш Комитет решил весь сентябрьский выпуск дефицитных товаров (автомобили, телевизоры) отдать на село за продажу зерна государству.

- Но ведь и соотношения вы взяли кабальные: за один автомобиль - десятки тонн зерна со своего крестьянина, в то время как зарубежному крестьянину его отдаем всего за 16 тонн зерна!

- Согласен, но и по-другому не получается, нет никаких резервов. Все же я думаю, что в этом году избежим голодной зимы. В том числе и с помощью Запада. Но боюсь, что голодный пик придется на следующую зиму.

- Надо скорее раздавать землю, продавать всем желающим.

- На селе надо ускорять реформу, иначе ситуация будет развиваться хуже, чем ныне.

Сегодня встречался с представителем Европейского банка по реконструкции и развитию (ЕБРР). Они предлагают в работе по подготовке наших сельскохозяйственных реформ участие их экспертов. Эксперты по сельскому хозяйству есть везде. А у нас отношение, как у русских бояр ко всему заморскому. Тот же представитель ЕБРР, о котором я упомянул, уже месяц ходит по всем структурам России и Союза и нигде не может найти поддержки. Он не догадывается, что вдобавок к своему щедрому предложению на благо этой страны он еще должен щедро "подмазать" чиновника.

- Но реально реформа пойдет только тогда, когда она коснется не избранных, а основной массы людей, когда произойдет первый этап массовой приватизации.

- Я с вами согласен. Хотя нельзя сводить приватизацию только к выкупке мелких магазинов, ателье, малых предприятий, как кое-кто порой понимает. Вспомним, как японцы осуществили подъем своей экономики после войны. Они провели на основе массового акционирования передачу всех предприятий, включая крупные национализированные корпорации, в собственность трудовых коллективов. Потом, конечно, была естественная перегруппировка капиталов. Но акционирование японцы и сегодня считают ведущей формой инвестиций. У нас по этому пути пошел КамАЗ, Саратовский авиазавод, и я лично убежден в правильности именно такого подхода.

- Но помимо них есть огромная сеть мелких предприятий, магазинов, "бытовых точек". Пока их не отдадим народу, не сделаем сотню миллионов людей собственниками, изменений не будет.

- Отдавать надо! В России, в Казахстане законов для этого достаточно. Но нужны люди с новым образом мыслей. Скажу о директорах. Мы пригласили к себе десять лучших, с нашей точки зрения, директоров и попросили английских экспертов провести тестирование на элементарное знание рыночной экономики. Из них только трое ответили на слабую "тройку".

- Значит, надо менять этих директоров, ведь нет времени ждать, когда они в свои 50 - 60 лет научатся и поумнеют!

- Или менять, или учить. Только в этом году мы направляем около 2 тыс. человек для обучения за рубеж. Большую помощь в этом нам оказывают наши партнеры из союзов предпринимателей США, Англии, Германии, Франции, Италии.

- Если бы вы стали премьер-министром страны, кого бы вы взяли в свой кабинет?

- Директоров Кировского завода, ГПЗ-1, Явлинского, Ясина, молодых предпринимателей.

То, что делают сейчас предприниматели, это еще не рынок, но прообраз наших будущих отношений. Люди учатся, но уже сейчас предприниматели дают стране 100 млрд. рублей.

- Меняется ли у нас что-нибудь в отношении использования кредитов? Или так и будем их проедать, а рассчитываться предстоит нашим детям и внукам?

- Еще на съезде директоров год назад мы сказали, что политика обезличенных кредитов себя не оправдала. Нам нужны кредиты только под целевые программы.

Первые кредиты надо давать под те программы, которые характерны для всего Союза, чтобы объединить экономическое пространство. Например, переработка сельхозпродукции, программа по конверсии.

Не могу видеть, как в той же Москве здания реконструируются за валюту. Еще допускаю - гостиницы, но когда банальные жилые дома реконструируют австрийцы, финны, турки - и все за кредиты. Мы же им платим живую валюту, безумие, идиотизм. За средства, истраченные на ремонт ЦУМа, можно было бы полностью обеспечить Москву лекарствами.

Но более всего меня волнует другое. Мы должны 65 - 70 млрд. долл. Это огромная сумма. Но почему-то все молчат, что другие страны нам должны 90 млрд. долл.

- Почему же мы их не требуем обратно?

Ни прежнее, ни нынешнее правительство не занимается этим вопросом.

- А вы? Поскольку вы сейчас в Комитете по оперативному управлению, то, наверное, можете исправить это положение?

- Я уже влез в это дело. И понял, что в течение короткого времени 45 млрд. долл. мы можем вернуть. И надо это сделать. Есть парижский Клуб, в котором котируются рейтинги долгов, и по ним мы можем реально получить эти деньги.

С кем-то придется поссориться. Ну и что? Меня поражает та бесхозность, которая царит в стране. Имею в виду Министерство финансов, Валютный комитет, Внешэкономбанк. По одной африканской стране переговоры идут больше года. Она хочет отдать нам свой долг, а у нас его некому взять! Я потрясен.

- Вы теперь имеете не только мнение, но и права, и власть. Отчего же вы не накажете за эти преступления против интересов государства! Почему не только не отдаете под суд, но даже не выгоняете с работы?!

- Я употребил эту власть, чтобы получить 1200 млн. долл. Что касается прежнего правительства, то у меня лежит список членов бывшего Кабинета министров, подлежащих сокращению в связи с отставкой кабинета (среди них 46 министров) с поразительной резолюцией: "т. Вольскому, прошу оказать содействие в трудоустройстве". Я за свою некороткую жизнь еще не получал таких указаний.

- Чья подпись под резолюцией?

- Силаева И. С.

- И что вы будете делать?

- Я занимаюсь реальными и неотложными проблемами промышленности, строительства, транспорта, связи. При этом Комитету не дали никаких прав. И тем не менее удавалось хоть что-то делать для поддержания экономики, сохранения хозяйственных связей. Но сейчас КОУ фактически распался, усилилась оппозиция ему со стороны республик.

- Но ведь решения Комитета должны приниматься с участием республик!

- Да, но не все республики прислали людей, полномочных принимать решения. Это очень мягко сказано. И вот начинается: принято решение КОУ, но назавтра кто-то из представителей приходит и говорит: а мой премьер против такого решения. Вакханалия.

- Что вам стало известно из нашей секретной статистики, раскрываемой под нажимом МВФ?

- Я никогда раньше не знал наших продовольственных запасов, сколько добываем и продаем золота, какие у нас разведанные запасы нефти (у нас ее на 50 лет, в то время как в мире - на 16 лет). Сейчас узнал и ужаснулся: какое же сиюминутство! Никакой заботы о завтрашнем дне. Г. Явлинский опубликовал недавно некоторые данные о золотом запасе - они правильные.

Мы самая богатая страна в мире по полезным ископаемым. И жить в такой бедности - совершенно позорно, невозможно.

- Как вы относитесь к заявлениям республик о введении своей валюты? Что делать России?

- Есть два приема: устроить таможни и перестать продавать той же Украине нефть. Но более 20% заводов по переработке сырой нефти построены на Украине. Значит, она прекращает отгружать России сделанный из этой нефти бензин! Начинается цепная реакция абсурда, которая нервирует людей. Кстати, западные эксперты отрицательно относятся к национальным валютам в СССР. Они считают, что это обойдется в 2-10 раз дороже, чем осуществление стабилизационных мероприятий. Второй путь - всем республикам пойти на сознательное и добровольное ограничение своего суверенитета в общих экономических целях.

Ходят слухи о вашей причастности к партийным средствам, к операциям по их переводу за "кордон"...

- Больше всех лает та собака, в которую попали. Я догадываюсь, кто пускает эти слухи. Это люди, близкие к ГКЧП. Возможно, именно они и переводили деньги. Кто-то боится, что их найдут, и хочет отвести поиски в сторону. В одной из газет депутатской группы "Союз" ВС СССР написано, что деньги переводили Яковлев, Шеварднадзе, Горбачев и Вольский и эту операцию они завершили в нынешнем июле. Но к этому времени Яковлев и Шеварднадзе уже были исключены из партии, а "Конверсбанк", который там упоминается, не имел права на внешнеэкономические операции.

Не было ни единого случая, чтобы из ЦК или откуда-то еще кто-то попросил наш Научно- промышленный союз взять и спрятать какую-то сумму. К партийным деньгам НПС не имел и не мог иметь никакого отношения.

Но самое удивительное, что месяц тому назад Горбачев спрашивает: "Аркадий Иванович, а ты имел какое-то отношение к переводу денег за рубеж?" Я ему: "И это спрашивает генеральный секретарь партии?" Я до сих пор просто в шоке нахожусь. Ведь с 1988 г. я не работаю в ЦК КПСС.

- Могли ли оказаться крупные суммы за рубежом? Кто мог этим заниматься?

- К цифре 200 млрд. долл., которая стала мелькать в прессе, я отношусь как к мифу. Убежден, что послепутчевые операции были столь быстрыми, что никто не успел спрятать и вывезти все документы. Надо их найти и внимательно изучить. Думаю, можно найти немалые валютные средства, направленные на помощь компартиям, на борьбу за мир. Скорее всего, речь идет именно об этих средствах.

- А в отношении личных счетов в зарубежных банках?

- Если вести речь? о секретарях ЦК... Я не могу поверить, что такие люди, как, например, Купцов, Гиренко, завели бы валютные счета. Если я об этом узнаю, то для меня это будет трагедия.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно