Америка - очень удобная страна. В смысле бытового устройства жизни: нет проблемы перекусить, позвонить, доехать... В Америке неудобно, пожалуй, только одно - курить.
КУРИЛЬЩИКОВ никто не притесняет, но в то же время с сигаретой ты чувствуешь себя каким-то... ущербным что ли, вроде немножко не в себе. Мое субъективное ощущение специалисты подтвердили цифрой - 42% американцев активно выступают за полное запрещение табака. Сами заразили человечество табаком и вдруг за довольно короткое время возненавидели его. Как?!
Американцы "свихнуты" на правах личности. Эту идею усваивают с пеленок: ты свободный человек в свободной стране, и никто не вправе посягать на твою свободу. В том числе на твое право дышать, как и чем ты хочешь. На этой "слабой струне" американцев и зазвучала антитабачная кампания.
Вас заставляют дышать сигаретным дымом? Это же нарушение прав!
Идея антитабачной кампании была поддержана очень решительными "оргмерами". Прежде всего резко ограничена реклама сигарет: рекламные щиты на улицах - подальше от школ, на телевидении запрещена вовсе, а уважающие себя солидные газеты, например "Нью-Йорк таймс", по собственной инициативе принципиально отказываются от рекламы табачных компаний.
Первое время в Америке мы вообще не могли купить сигарет - не попадались они на глаза - ни в одном супермаркете, ни в одном магазинчике, ни в одном газетном киоске. Они там есть, причем любые, но где-то внизу, за прилавком, сбоку на полочке, в уголке. Спросите - продадут (цена от 1,5 до 2,5 доллара за пачку). По такому же принципу "ведут себя" автоматы. Такие трудности американцы создали только ради того, чтобы ограничить подросткам доступ к сигаретам.
Исследования показали, что некурящий взрослый под воздействием рекламы курить не начнет, но если человек уже курит, то постоянная реклама сигарет стимулирует его, и шансов бросить курить у него меньше. А подростки и дети становятся буквально жертвами ярких роликов. Когда берешь сигарету "Мальборо", то подсознательно начинаешь ощущать себя таким же обаятельным, сильным и сексуальным, как тот ковбой. Правда, если не знать, что несколько лет назад этот актер умер от рака легких. Перед смертью давал интервью, где клеймил рекламу табака...
И для детей, и для взрослых самое существенное - то, что, если рекламируются сигареты, создается впечатление, что курение - это широко приемлемая и, главное, одобряемая общественная норма. Для сегодняшней Америки это не норма, а дикость. Умный и образованный человек не может не знать, насколько курение вредит его здоровью. Если он это знает и продолжает курить, значит, он не образованный или не умный. Железная американская логика.
Нью-Йорк - Москва.