Счет фирмы, куда мы сдавали деньги, арестован. Вот уже три месяца безуспешно пытаемся вернуть свои вклады, пусть без процентов. Почему нам не отдают деньги? Может, МВД "крутит" их в банках и наживается на нашем горе?
С. Павлова, Н. Черных и др., Москва.
СЛУХИ, что МВД "крутит" деньги, как сказал зам. начальника Управления по расследованию организованной преступности Следственного комитета МВД РФ полковник юстиции А.
РОДИОНОВ, пошли, видимо, оттого, что некоторые коммерческие банки, фирмы, фонды действительно предлагали нам пустить в дело, под проценты лежащие без движения миллиарды. Но мы отказались.
МВД - это госбюджетная организация и по закону не может заниматься предпринимательской деятельностью. Так что арестованные деньги лежат в Центральном банке на специальном депозитном счете МВД, куда их перечисляют по согласованию с Прокуратурой.
Что касается возврата денег, то все решает суд: кому, чего, сколько.
Но сколько же может тянуться следствие?
По закону - 2 месяца. Но по просьбе следователей этот срок может быть продлен прокурором несколько раз. Все зависит от сложности дела. Нельзя же сравнивать карманную кражу с делом "МММ".
Если после всего сказанного обманутые вкладчики почувствовали, что в обозримой перспективе денег им своих не видать, то они недалеки от истины. Это подтверждает и знакомство с практикой ведения дел лопнувших фирм. Оказывается, нет правовой основы как для наказания финансовых мошенников, так и для возмещения ущерба потерпевшим. Что весьма странно: уже год, как начались скандалы на финансовом рынке, и - никакой реакции ни законодателей, ни Верховного суда, ни Прокуратуры. Более того, исполнение принятого наконец-то решения по "Независимому нефтяному концерну" (тянется почти год) почему-то приостановила вышестоящая судебная инстанция. Все, до чего додумался Верховный суд РФ на своем недавнем Пленуме, - отослать потерпевших к закону о защите прав потребителя. То есть вы вправе обратиться в суд по своему месту жительства или по месту нахождения ответчика. А уж суд решит, что делать. Но, как правило, на счетах денег меньше, чем нужно вернуть людям, - на всех не хватит. Значит, кто не успел, тот опоздал. В Верховном суде полагают, что это вполне нормально. Хотя по закону (ст. 418 Гражданского процессуального кодекса РСФСР) иски должны быть удовлетворены пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме. Разумность этого положения очевидна. Как и то, что для его реализации необходимо единое судебное решение по поводу лопнувшей фирмы. Ситуация же, когда речь идет не о банкротстве, а о мошенничестве, т. е. уголовном деянии, осложняется еще и тем, что взыскание денег откладывается до вынесения приговора. А следствие и суд могут "тянуть резину" годами.