Пришло бы вам в голову, придя в бассейн, вставить себе в прямую кишку пластиковую трубку, накачанную воздухом, для улучшения плавучести? Нет? А вот лет двадцать назад именно такой прием применили пловцы сборной ГДР. Рационализаторов раскусили, а новшество пошло по разряду допинга.
ВООБЩЕ допинг в спорте применялся всегда. Не так давно выяснилось, что даже древние греки не брезговали стимулирующими веществами. Это понятно, ведь звание олимпийского чемпиона - единственное спортивное звание, к которому никогда не присоединяется приставка "экс". Особенно авторитет Олимпийских игр вырос в послевоенное время. Президент Кеннеди как-то на встрече с олимпийской командой США сказал, что положение страны в мире определяют две вещи: количество золотых олимпийских медалей и ракет. Когда журналисты спросили группу американских спортсменов, станут ли они принимать препарат, который гарантированно обеспечит им одну из медалей, но сократит жизнь на 10 - 15 лет, то 80% ответили утвердительно.
"УМИРАТЬ" ТАК С МУЗЫКОЙ
СПИСОК видов допинга огромен. Порой он наносит непоправимый вред человеческому организму, особенно в тех случаях, когда спортсмен, однажды с помощью того или иного стимулятора добившись победы, затем ради поддержания своего рейтинга вынужден вновь и вновь прибегать к запретным препаратам. И даже если его минуют различные заболевания, то риск попасться в сети допинг-контроля возрастает для него многократно.
Допинговые скандалы стали уже неотъемлемой частью крупных международных соревнований. В феврале 1993 г. допинг-проба рекордсменки мира Людмилы Нарожиленко дает положительный результат. Последний Кубок мира по футболу многим запомнится слезами суперзвезды Диего Марадоны, чья жизнь в спорте по "вине" эфедрина фактически оказалась законченной.
Кроме опасности погубить спортивную карьеру, спортсмен, пользующийся различными препаратами, вполне может погубить жизнь. И губят. На Тур де Франс на одном из этапов умирает английский велогонщик. Погибают в разное время несколько прибалтийских спортсменов, та же участь постигает на тренировке и наших гребцов. Тем не менее отказываться от допинга никто не собирается. Более того - идет настоящая битва между сторонниками и противниками искусственных стимуляторов.
СПОРТСМЕН? ЗНАЧИТ, БЕЗ НАРКОЗА
ЧАСТО можно услышать мнение о том, что отказывать спортсменам в использовании допингов для более легкого преодоления болевого порога просто негуманно. Нельзя же так издеваться над людьми. На самом деле даже тот атлет, который на финише падает в полном изнеможении, оказывается, расходует только 25% запасов своей мощности. В нашем организме существуют природные барьеры, которые в какой-то момент говорят: "Стоп. Дальше переступать нельзя, опасно". И хотя с помощью фармакологических средств можно эти барьеры обмануть, пройти их без мучений, за таким переходом встает опасность разрушения клеток, тканей, органов и, наконец, риск плавного перехода на тот свет.
Не думаю, что спортсмены об этом не знают. Но они знают и другое: при больших физических нагрузках организм расходует очень много микроэлементов, витаминов, солей, которые обязательно нужно пополнить. Так что без фармакологии в спорте просто не обойтись. Кроме того, спортсмены тоже люди, и у них перед стартом может, например, заболеть зуб, который необходимо удалить. Но в анестезирующий препарат входит адреналин, запрещенный к применению как допинг. Ладно еще, если у вас невинное недомогание вроде насморка, но были и есть великие спортсмены, которые страдали тяжелейшими заболеваниями и без определенных лекарств просто не смогли бы жить. Что бы стало с замечательной советской спортсменкой, неоднократной чемпионкой мира, которая из-за болезни крови нуждалась в постоянных гормональных инъекциях, если бы ее проверили на допинг? Травма, полученная российской лыжницей перед Белой Олимпиадой в Лиллехаммере, заставила врачей пойти на применение гормоносодержащих лекарств, чтобы девушка смогла выйти на старт. Причем даже если врач команды сообщит, что неразрешенные препараты применяли в лечебных целях, результат спортсмена все равно будет аннулирован.
РЫБКИ В МУТНОЙ ВОДЕ
КАК ВИДИМ, справедливым или индивидуальным подходом к проблеме допинга в спорте пока не пахнет. В том же Лиллехаммере произошел странный случай. За два дня до открытия Олимпиады председатель медкомиссии МОК собрал врачей команд и объявил, что поскольку неожиданно (?!) оказалось, что много атлетов страдают астмой, то препараты антиастматического ряда допингом считаться не будут. А в этот ряд входят лекарства, содержащие эфедрин... Президент Федерации спортивной медицины России Лев Марков комментирует это так:
- Легко можно предположить, что те, кто знал о таком решении заранее, не забыли захватить с собой десяток-другой шприцев с нужным наполнением. Вообще, в самом процессе допинг- контроля слишком много несовершенств. Например, методы его улучшаются только в качественном отношении, нисколько не учитывая количества того или иного препарата в организме. Это дает прекрасную возможность ославить, прижать неугодного спортсмена.
Уже много лет никто не хочет серьезно относиться к предложениям по совершенствованию процедуры допинг- контроля. Хотя порядок навести просто. Достаточно каждому спортсмену, которому вводятся запрещенные препараты в лечебных целях, написать письмо в Национальную федерацию спортмедицины, а той направить документы в международную. Но никто этого не требует и не делает. В результате на этом играют.
Добавим, что играют неспортивно.