Сегодня одной из самых серьезных проблем большого спорта во всем мире является применение спортсменами допинговых препаратов. Об этом беседа нашего корреспондента Д. ТРАНЦЕВА с заведующим антидопинговым центром при Госкомспорте СССР В. СЕМЕНОВЫМ, принимавшим участие в работе медкомиссии на XXIV Олимпийских играх.
КОРР. Виталий Александрович, в чем заключается отрицательное воздействие на здоровье спортсмена допинговых препаратов?
В. С. В настоящее время медицинской комиссией МОК в список запрещенных внесены около 10 тыс. препаратов в различных лекарственных формах. Это стимуляторы центральной нервной системы (ЦНС) и сердечной деятельности, анаболические стероиды, наркотические лекарственные препараты, алкоголь.
Многие допинговые препараты широко применяются в обычной клинической практике для лечения различных заболеваний. Но в этих случаях дозы препаратов, как правило, не превышают терапевтических.
Прием же спортсменами этих лекарств снижает чувство утомления и тем самым ведет к перенапряжению или полному исчерпанию энергетических ресурсов организма. Это состояние очень опасно. К сожалению, нередко оно заканчивается смертельным исходом. Но это, скажем так, медицинский аспект проблемы. Существует и другой, не менее важный.
Морально-этическая сторона применения допингов находится в прямом противоречии с самой сущностью спорта. Допинги создают предпосылки неравных условий спортивной борьбы, и в этом случае победа является заслугой не спортсмена, а скорее той фармацевтической фирмы, препарат которой был им принят.
КОРР. Как может измениться результат при принятии допинга?
В. С. В среднем результат при приеме допингов спортсменом может быть улучшен от 1 до 8 - 10% Известно также, что в 16% случаев принятие стимуляторов ЦНС оказывает на организм прямо противоположное действие и результаты спортсменов ухудшаются.
КОРР. Чем можно объяснить риск 10 спортсменов, которые были уличены на Олимпиаде в применении допинговых средств? Ведь имеющиеся средства проверки обмануть фактически нельзя.
В. С. Действительно, в настоящее время антидопинговые центры оснащены современной, дорогостоящей аналитической аппаратурой. Судите сами, лаборатория в Сеуле была оборудована на сумму свыше 5 млн. долл., стоимость одного анализа на Олимпиаде составляла 200 - 250 долл. Все это практически исключает возможность обмана при использовании спортсменами допингов.
Поэтому риск спортсменов объяснить не просто. Скорее всего, они действовали по поговорке "или пан, или пропал", ведь денежное вознаграждение за олимпийское золото, например, у испанцев составляло 650 тыс. долл., да и во многих других странах оно было значительным.
Сейчас национальные федерации стран, спортсмены которых были уличены в использовании допинга, ведут тщательное расследование случившегося. За моральный урон, нанесенный стране, на виновных, возможно, будут поданы судебные иски. А это для них может обойтись в значительную денежную сумму.
КОРР. По известному выражению Ю. Власова, "спорт - это уже не спор сильных, а борьба химических препаратов: у кого они лучше, тот и победитель". Использовали ли наши спортсмены при подготовке к Олимпийским играм допинговые препараты?
В. С. По всей видимости, Ю. Власов имел в виду в первую очередь культуризм (атлетическую гимнастику) и тяжелую атлетику, а не весь спорт как таковой. В Сеуле на Олимпийских играх было протестировано 1600 участников (как правило, это были призеры или претенденты на медали) по различным видам спорта, и лишь в 10 случаях были обнаружены запрещенные лекарственные средства, что составляет 0,6%. Можно ли по этим цифрам обвинять всех спортсменов в приеме допингов и нечестной спортивной борьбе? Конечно же, нет!
Использование спортсменами различных стимуляторов - это скорее исключение в спорте, а не его сущность. Что же касается применения восстанавливающих препаратов, то их использование не запрещено и позволяет организму лучше переносить интенсивные тренировочные нагрузки.
КОРР. Сколько спортсменов было снято с международных и внутренних соревнований в 1987 г. из-за применения допингов?
В. С. За 1987 г. во всем мире по этому поводу был дисквалифицирован 961 спортсмен, в том числе двое тяжелоатлетов из нашей страны. На внутрисоюзных соревнованиях за этот год у нас снято 11 человек.
КОРР. В последние годы мы часто видим 14 - 15-летних спортсменок с мощно развитой мускулатурой вследствие многочасовых изнурительных тренировок. Многие читатели высказывают сомнение, что такие нагрузки проходят бесследно для здоровья девушек. Что вы думаете по этому поводу?
В. С. В настоящее время спорт помолодел. С 5 - 6 лет начинаются занятия в гимнастике, плавании, фигурном катании, с 11 - 12 лет - в тяжелой атлетике и т. д. Интенсивные тренировочные нагрузки приводят к развитию отдельных групп мышц, и часто по внешнему виду можно определить вид спорта, которым занимается атлет. Конечно, это не действие на организм гормональных препаратов, хотя в некоторых случаях их прием не исключен.
Весь тренировочный процесс проходит, как правило, под наблюдением врача с двухразовым доскональным обследованием в течение года. При малейших отклонениях в состоянии здоровья спортсмен дополнительно обследуется в специализированных медицинских учреждениях и в случае необходимости проходит лечение в стационаре. Поэтому угрозы для будущего материнства у наших девушек-спортсменок нет.
КОРР. Как известно, Бен Джонсон "слепил" себя, применяя гормональный препарат. Сегодня и многие наши спортсмены, особенно культуристы, убеждены в безвредности анаболических гормонов и часто злоупотребляют ими, чтобы красиво выглядеть.
В. С. После победы в Сеуле Бена Джонсона назвали "атлетом XXI века". Этот выдающийся спортсмен достиг многого в спорте, но результаты допинг-контроля показали, что эта победа была одержана в нечестной борьбе. В организме спортсмена был обнаружен синтетический анаболический стероид - станозолол.
Этот препарат форсирует прирост мышечной массы и, как следствие, увеличение мышечной силы. Бесконтрольный прием его грозит необратимыми отклонениями в состоянии здоровья.
В первую очередь поражается печень и нарушается половая функция. Повышенная работоспособность после курса гормонотерапии, как правило, постепенно снижается, что приводит к необходимости повторения приема препарата с увеличением доз.
Наибольшее распространение анаболики получили среди культуристов, включая и школьников. Официальных данных о числе молодежи, употребляющей анаболические стероиды, нет.
КОРР. Не легче ли антидопинговой службе МОК контролировать спортсменов не после финиша, а во время всего тренировочного процесса?
В. С. Еще в 1984 г. НОК СССР предложил проводить тестирование спортсменов в тренировочном цикле. После обсуждения это предложение было поддержано медицинской комиссией МОК. В настоящее время такой контроль проводится среди легкоатлетов, тяжелоатлетов, спортсменов по академической гребле и т. д. В ближайшее время он будет распространен на все международные федерации.
Конечно, спортсмен должен добиваться высоких спортивных достижений с помощью упорных тренировок. Путь же к победе с помощью допингов аморален и даже преступен. Поэтому представители советской спортивной медицины полностью поддерживают все мероприятия медицинской комиссии МОК, направленные на разработку действенных мер по борьбе с допингами в спорте.