Примерное время чтения: 3 минуты
211

ТАКИЕ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ (20.06.1995)

Мой друг - чеченец

ЗНАЕТЕ, мне скоро уже полтинник стукнет, но я как был интернационалист, так и остаюсь им до сих пор. И интернационализму своему я научился не по книгам и газетам, а в студенческой общаге МГУ на Мичуринском проспекте. Кого у нас только не было! Чуть ли не вся этнографическая карта СССР. Признаться, поначалу было много недоразумений, доходивших порой до драк. Но это шло от непонимания особенностей национальных культур.

При кавказцах нельзя, например, было матом ругаться - очень они на это обижались, хотя потом привыкли. Украинцы и латыши скупостью отличались, в долг до стипендии у них просить не стоило.

Вот все сейчас говорят о чеченцах. И такие они, и сякие. А я с чеченцем два года бок о бок прожил. И скажу так: более надежного и верного друга у меня не было. Поначалу он дичился. Мы его на курсе между собой "дитя гор" звали. А когда освоился с нами, пообтерся немного, поняли мы, какой большой души этот человек.

Главное его качество было - самоуважение к себе, к своему народу. Вот тогда я понял главное: научись себя уважать, тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.

К Исе (так его звали) часто приезжали родственники. Боже мой, я и не знал, что их может быть так много! "Это двоюродный дядя, - объяснял он нам, - это троюродный брат". И мы, русские, ощущали себя рядом с ним "Иванами, не помнящими родства". Все, что ему привозили из дома, он по-братски делил с нами, и его тумбочка почти всегда была пуста.

С тех пор, как я виделся с Исой в последний раз, прошло лет 20. Не знаю даже, жив ли он. Если жив, то наверняка воюет против российских войск. Не такой он человек, чтобы в стороне от войны остаться. Знаю одно: мне чеченцы не враги, потому что среди них у меня есть друг Иса.

Василий Моргунов, выпускник МГУ 1969 г., Оренбург

Если угнали коня, ищи его в Чечне

НЕТ и не будет спокойствия на Кавказе до тех пор, пока не будет усмирена Чечня. Это говорю вам я, прожившая в Дагестане всю свою жизнь. Это не народ, а бич Божий, ниспосланный нам за наши грехи. Чеченцев боятся и ненавидят не только народы Дагестана, Карачаево-Черкесии и других кавказских республик, но даже их ближайшие родственники ингуши. Недаром ни один из них не вступил в чеченскую армию, не поддержал своих братьев с оружием в руках. Это потому, что чеченцы по сути ограбили ингушей при разделе Чечено-Ингушской АССР на Чечню и Ингушетию. Гордые ингуши тогда промолчали. Никак не помогли им чеченцы и в ходе войны с осетинами.

У нас в Дагестане издавна говорят: если у тебя угнали коня, ищи его в Чечне. Чеченцы были и остаются профессиональными грабителями. Только раньше они грабили караваны, а теперь поезда и автомашины. Прав был Сталин, когда сослал их в Сибирь. Он, как кавказец, знал, кто такие чеченцы.

В. Алиева, Махачкала

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно