Диалог с сантехником о необходимости новой прокладки для протекающего крана общеизвестен. Необычность этого была лишь в том, что он затребовал за услугу... 200 долларов. Хозяйка возмутилась: "Откуда вы взяли такую цену?" - "В Америке..."
ТАК СОВПАЛО, что "новый русский сантехник" посетил дом, когда в нем были гости из Америки. Они изумились его непомерному аппетиту и рассказали, что у них за подобную работу сантехник (вернее, фирма, которая его присылает) берет 60 долларов. В это входит стоимость необходимых для ремонта деталей, о которых он позаботится сам. В течение трех лет - случись что опять - кран будут чинить бесплатно.
Конечно, "среднему русскому" что 200, что 60 долларов за прокладку - хоть с какими гарантиями - одинаково дико: зарплата не та. И тем не менее тот сантехник вовсе не спятил: в центре Москвы, где происходил диалог, живет немало нуворишей, которые, возможно, уже расплачивались с ним такими деньгами. Платят же овив элитных химчистках по 50 долларов за костюм или по 100 - 150 долларов парикмахеру в шикарных салонах. Другими словами: есть платежеспособный спрос на качественные, но очень дорогие услуги, - вот они вам.
А как быть другим, у кого нет таких денег? Вес, что можно, делать самим. Остальное - как сложится. Похоже, к такому выводу пришли многие бывшие клиенты нашей системы бытового обслуживания. За четыре года (с 1990 г.) объем услуг населению упал почти в 10 раз. Количество прачечных, парикмахерских, различных мастерских по ремонту и т. д. сократилось па 40%, а на селе - на 80%. Почему наша "бытовка" загибается? Хотя в рыночных условиях она, по идее, должна бы процветать. А потому, что у нас с 1992 г., как сказал заведующий лабораторией социальной инфраструктуры Института социально-экономических проблем народонаселения В. Пациорковский, "создана фактически запретительная система на всякое производство. Если я произвожу что-то на один рубль, у меня этот рубль забирают в виде разных налогов. И чтобы я мог дальше работать, я должен удвоить цену".
"Мы платим рэкету, - признался один из фотографов, - но ни один бандит не обдирает так, как государство".
Однако у "бытовки" перед всем остальным производством есть огромное преимущество: она имеет дело с наличностью. Уж что там идет через кассу, что мимо... Да еще часть своего помещения многие сдают. В общем, крутятся бытовики, как могут. Но, согласитесь, только на их ухищрениях держаться, развиваться, процветать наконец такая социально значимая отрасль не может. "Мы хотим, чтоб наша парикмахерская опять стала государственной, - поделилась со мной знакомая косметичка. "Еле дышим". А ведь еще несколько лет назад она же доказывала мне, что парикмахеру министр не нужен, что бюрократическая надстройка только "объедает" мастеров... И была права. А сейчас явно путает государственную "крышу" с созданием благоприятных условий для всякого бизнеса. Особенно для такого малорентабельного, как бытовое обслуживание. Прежде всего речь идет о снижении налогов. Налог же на добавленную стоимость, как считает В. Пациорковский, необходимо вообще ликвидировать.
И странная у нас складывается ситуация. При растущей безработице и дефиците услуг открыть свое дело непросто.
Из письма сапожника В. Душкевича премьеру В. Черномырдину:
"Уважаемый Виктор Степанович! Вынужден обратиться к Вам, т. к. попал в очень сложную ситуацию, когда и не отказывают, и не дают разрешения на работу. 28 февраля 1995 г. я обратился в муниципалитет "Преображенское" Восточного административного округа г. Москвы, к супрефекту Васюкову с заявлением о разрешении установить палатку по срочному ремонту обуви на Преображенской площади. И до сих пор я хожу по кабинетам, умасливая коррупцию. Ограбив меня почти на миллион рублей официально, пустили по кругу вымогателей, вынуждающих давать деньги за подпись на документах".
Но недавно В. Душкевич обрел-таки определенность: ему отказали, сославшись на то, что в округе нормы на сапожников выполнены. Больше не требуется.
В общем, где нет закона, там правит чиновник, еще более наглый, чем прежде. Ведь теперь он имеет дело с частником, которого никто и ничто не защищает.
"В Америке, например, - рассказывает В. Пациорковский, изучавший тамошнюю систему бытового обслуживания, - на которую так любят ссылаться наши власти и сантехники (выбирая то, что им выгодно), с сапожником поступили бы так. Он пришел бы в муниципалитет, написал заявление, заплатил 1 долл. - и все. Идите работайте. Но поскольку услуги недешевы и там, муниципалитет доступными ему средствами поощряет производителя услуг снижать цены. Если парикмахер объявляет, что эту неделю он стрижет за 50% стоимости, то его освобождают от налогов. И т. д."
К счастью, наши городские власти кое-где тоже стали понимать, что "бытовка" - это их забота. Поэтому сейчас во многих областях и районах законодательные собрания, местная администрация принимают решения о выделении льготных кредитов, о снижении цен на аренду помещений, об освобождении от местных налогов... Там, где это сделали, "бытовка" воспряла.