Предлагаем вашему вниманию изложение рецензии на книгу иранского политического деятеля Д. Ильзада, подготовленной для журнала "Проблемы мира и социализма" членом Политбюро ЦК Народной партии Ирана Д. НОРОУЗИ.
"При побитии камнями мужчину следует зарыть в землю по пояс, женщину по грудь... Используемые для казни камни не должны быть чрезмерно велики, дабы не убить приговоренного одним-двумя ударами, но и не слишком маленькими, чтобы их все же можно было считать камнями..." Приведенные строки взяты из статей 117 и 119 уголовного кодекса, утвержденного в августе 1982 г. комитетом юстиции Собрания исламского совета (парламента) Ирана. Международная общественность получила возможность ознакомиться с этим поистине уникальным по своей жестокости документом благодаря брошюре иранского политического деятеля Дары Ильзада "Варварство или правосудие?", выпущенной издательством "Медиа Про" в ФРГ.
Д. Ильзад рассказывает о положении в стране, о целях политики правящего режима, методах и средствах их достижения.
Иран переживает один из самых мрачных периодов своей долгой и бурной истории. Массовая безработица, голод и нищета, пытки, убийства стали повседневным явлением. Восходя к истокам трагедии, которую перешивает иранский народ, автор дает краткий анализ развития событий в стране после февраля 1979 г. Свержение монархии не принесло ожидаемых широкими массами плодов. Группа духовенства фактически монополизировала управление государством, воспользовавшись отсутствием сплоченности и разнородностью сил, которые участвовали в революции, ослаблением Народной партии Ирана и других прогрессивных организаций в результате шахских репрессий.
Под прикрытием тезиса о борьбе с "силами сатаны" реакционное духовенство, опирающееся на фанатично настроенных мусульман и военизированные отряды, начало беспощадную расправу с раздираемой противоречиями оппозицией. Монархическую тиранию сменила кровавая коррумпированная деспотия богословов. Руководствуясь корпоративными интересами, действуя в угоду эксплуататорским классам, они отказались от проведения экономических и социальных реформ, начатых было в первые месяцы после революции.
Хотя правящий режим не скупится на широковещательные осуждения империализма, это не мешает монополиям Западной Европы и Японии неуклонно укреплять в Иране свои позиции. Сегодня Иран в финансовом и экономическом отношении зависит от них сильнее, чем когда-либо раньше. Внешняя политика Тегерана в целом так же реакционна и авантюристична, как и внутренняя. Вот уже пять лет между Ираном и Ираком идет бессмысленная война, стоившая жизни сотням тысяч людей. Материальный ущерб достигает астрономических цифр. Испорчены отношения с большинством других соседних государств. И это не случайно, ибо экспорт "исламской революции" - одна из главных целей режима.
Трагедия иранского общества, пожалуй, особенна явственно проявилась в "исламизации" государства, во имя которой попираются элементарные нормы гуманности и морали. Принятие уголовного законодательства на основе устаревших религиозных норм - еще один шаг в этом направлении.
Опубликованный кодекс содержит 195 статей. Трудно поверить, что речь идет не об изуверском трактате средневековой инквизиции, а об официальном юридическом документе наших дней. Бичевание кнутом, отсечение различных частей тела, вырывание ноздрей, выкалывание глаз - таковы лишь некоторые наказания, предусматриваемые для нарушителей исламского права. К ним автоматически причисляются и все политические противники режима.
Смертные приговоры в соответствии с кодексом должны выноситься в течение часа после начала разбирательства. Судья, решение которого обжалованию не подлежит, исполняет также функции обвинителя и наблюдателя за процедурой казни. И вот такие "юристы" распоряжаются судьбами миллионов иранцев.
Новое законодательство, поощряющее поголовную слежку, охоту за "антиисламскими элементами", доносы, открывает широкий простор для произвола, служит орудием кровавого террора, принявшего в Иране беспрецедентные масштабы. Тысячи и тысячи иранских патриотов, вынесших на своих плечах основную тяжесть борьбы с шахским режимом, были брошены в тюрьмы, замучены, повешены, расстреляны как "сеятели скверны на земле" и "еретики".
6 февраля 1984 г. выходящая за пределами Ирана газета "Моджахед" опубликовала имена более чем 10 тысяч мужчин и женщин, казненных в последние годы по приговору "исламских судей" или погибших от рук головорезов из подразделений службы безопасности. Но это далеко не полный список. По имеющимся сегодня данным, убито свыше 40 тысяч. Геноцид под прикрытием религиозных лозунгов не прекращается. Ведь заявил же бывший руководитель "революционной" прокуратуры Тегерана (при шахе начальник столичной тюрьмы) Ладжеварди, что для расцвета ислама на иранской земле можно уничтожить и миллион человек...
В начале 1983 г. репрессивные органы начали широкое наступление на последний оплот свободы и прогресса страны - Народную партию Ирана. Были арестованы и подвергнуты жесточайшим пыткам многие ее руководители и рядовые члены. Одновременно режим развернул истерическую, антикоммунистическую, антисоветскую кампанию.
Книга Д. Ильзада дает читателю наглядное представление о том, как понимаются права человека иранским фундаменталистским духовенством. Реакции удалось на какое-то время преградить массам путь к социальному прогрессу. Но можно ли сомневаться в том, что движение народных сил неодолимо, а господство религиозных мракобесов - явление преходящее.