Примерное время чтения: 10 минут
134

[Есть ответы] Ваши вопросы от 25.08.1986

Приходилось слышать, что работники атомных электростанций в случае аварийной ситуации беззащитны перед радиацией. Какие конкретно средства индивидуальной защиты от радиации они имеют?

В. Ефимов, Ленинград

На вопрос отвечает доктор медицинских наук, профессор В. Я. ГОЛИКОВ.

ДЕЙСТВИЕ ионизирующих излучений на организм проявляется двояко - в виде внешнего и внутреннего облучений. Взаимная роль этих двух видов воздействия в разных условиях может быть различна.

Для защиты от внешнего бета-излучения больших энергий, испускаемого некоторыми изотопами (свинец-32, хлор-38 и др.), достаточны экраны из алюминия, стекла или плексигласа толщиной 3 - 4 мм, которые полностью поглощают жесткое бета- излучение.

Применение индивидуальных средств защиты от внешнего гамма-излучения в большинстве случаев совершенно бесперспективно, так как для поглощения излучения больших энергий (кобальт- 60, радий-226) потребовались бы материалы значительной толщины. Например, для снижения интенсивности гамма-излучения кобальта 60 лишь в 2 раза необходимо свинцовое стекло толщиной 6 - 7 см. Если защита рук и тела от длинноволнового рентгеновского излучения просвинцованной резиной эффективна, то от проникающего гамма- излучения - нет.

Изучение условий труда при работе с радиоактивными веществами свидетельствует о том, что очень серьезная и наиболее трудноконтролируемая опасность, особенно при выполнении ремонтных и аварийных работ, связана с возможностью внутреннего облучения персонала. Общегигиенические и общетехнические (герметизация оборудования, дистанционное управление, вентиляция и др.) меры в этом случае не всегда бывают эффективными. Поэтому большую, а иногда и решающую роль здесь приобретает индивидуальная защита органов дыхания и кожных покровов человека. С ее помощью принципиально можно предотвратить поступление радиоизотопов в организм и загрязнение поверхности тела.

Средствами индивидуальной защиты (СИЗ) принято называть спецодежду, обувь, различные приборы и приспособления, применяемые индивидуально и обеспечивающие защиту работающего от попадания радиоактивных веществ в органы дыхания, пищеварения и непосредственно на кожу.

В частности, созданы новые бесклапанные противопылевые респираторы типа "Лепесток-200", "Лепесток-40", "Лепесток-5" и клапанные респираторы многоразового пользования "Астра-2", "Снежок-КУ", которые, как показал длительный опыт, можно применять для защиты органов дыхания от радиоактивных и других вредных для здоровья аэрозолей при их содержании в окружающем воздухе, превышающем предельно допустимое в 100 раз.

Наиболее широкое распространение для работ, проводимых в условиях радиоактивного загрязнения, нашла хлопчатобумажная спецодежда повседневной носки: комбинезоны и полукомбинезоны, куртки и шапочки.

Для защиты наиболее загрязняемых участков тела поверх основной, хлопчатобумажной или лавсановой, надевают дополнительную пленочную одежду, из которой наиболее часто ИСПОЛЬЗУЮТСЯ пластикатовыс комбинезоны, халаты, фартуки и нарукавники. Как и в английских, французских, американских атомных центрах, у нас широко применяются пневмокостюмы и пневмомаски. Например, защитная эффективность от радиоактивного загрязнения пневмокостюма ЛГ-5 равна 99,9%.

Для защиты кожи рук при работе с открытыми радиоактивными веществами пользуются специальными перчатками, чаще всего из хайпалона, так как он обладает чрезвычайно высоким сопротивлением к воздействию агрессивных сред, хорошо очищается от радиоактивных загрязнений и практически непроницаем для всех радиоизотопов.

Из разработанных конструкций основной спецобуви наибольшее применение нашли ботинки с верхом из искусственной кожи или лавсановой ткани, резиновые и пластмассовые сапоги, а в качестве дополнительной обуви чехлы, пластикатовые чулки, бахилы и др.

Комплексные научные исследования в системе радиационной безопасности позволили создать в Советском Союзе основные средства индивидуальной защиты человека от радиоактивных веществ и организовать их массовый выпуск.

Работа в этом направлении продолжается.

* * *

Западные "советологи" нередко упрекают советских деятелей искусства в том, что их творчество не свободно, что оно подчинено "заказу" официальных органов, которые и диктуют им нужные темы. Есть ли истина в подобных высказываниях?

А. Булатов, Москва

ПРЕЖДЕ всего заметим, что по заказам императоров, полководцев, консулов творили великие мастера Древней Греции и Рима. По заказам кардиналов, пап, герцогов и королей писали Леонардо да Винчи, Микеланджело, Веласкес и Гойя. По заказам богатых меценатов, князей и курфюрстов в прошлые века создавались прекрасные оперы, симфонии, оды, поэмы, пьесы...

Восхищаясь античной скульптурой, полотнами мастеров Возрождения, музыкой величайших композиторов Италии, Австрии. Германии, Франции, мы думаем о таланте и величии их творцов. Мысль о том, что созданное ими не имеет отношения к искусству только потому, что написано по заказу, далее не приходит в голову, настолько она абсурдна, нелепа...

Многим западным художникам, считающим себя свободными, нередко приходится вспоминать такую оценку их творчества, как, например: "Эта картина великовата для моего зала..."

Искусствовед Ж. Ферж недавно писал о французских живописцах, графиках, скульпторах, что все они, как начинающие, так и получившие известность во всем мире, - роботы спекулянтов, торговцев картинами, с которыми их связывает кабальный договор. Продавая "своему" торговцу все, что выходит из-под его кисти или резца, он получает только 20 - 30% от вырученных сумм. Когда же автором заказа, по существу, является народ, тогда такое положение немыслимо; и цели, и задачи такого заказа иные.

Лучшие произведения советских деятелей искусства и культуры украшают залы музеев и картинных галерей, исполняются в концертных залах. Они пользуются огромным успехом не только в СССР, но и за рубежами нашей Родины: выставки советского искусства собирают внушительные аудитории, книги издаются на многих языках народов мира. И только западные "советологи" в силу специфики "работы" сомневаются в художественной ценности полотен М. Сарьяна, А. Дейнеки, книг В. Белова и Ч. Айтматова, музыки Р. Щедрина, кинолент Э. Климова.

Советские художники имеют возможность свободно творить в выбранной ими профессии и реализовывать свои произведения, но они нередко работают и по заказам.

Ежегодно Министерство культуры СССР разрабатывает общие рекомендации но будущим большим выставкам, определяя главную идею или направленность темы, то есть лишь в общих чертах дает ориентацию художнику. Свою конкретную тему мастер выбирает сам, в зависимости от личных творческих желаний, склонностей, специализации. Сразу же после заключения договора он получает 15% обусловленной суммы. После приема работы выставочной комиссией автору выплачивается вся сумма.

Известно, что творческий союз своим членам оплачивает командировки для сбора материала, выдает безвозвратные ссуды, предоставляет возможность работать в домах творчества.

Но договорной работой обеспечены пока не все. На V съезде Союза кинематографистов из уст режиссера Т. Океева прозвучала законная тревога, что молодые режиссеры Киргизии, обучавшиеся во ВГИКе, годами не могут самостоятельно ставить фильмы. И такая ситуация, кстати, характерна для многих киностудий страны, а также и театров. Так что проблема не в том, что художники работают по заказам, а что таких заказов, заявок, предложений порой не хватает.

Уставная обязанность художественного фонда - равномерно обеспечивать работой своих членов. Существует, скажем, и такая форма помощи скульпторам. Худфонд устраивает ежегодные конкурсы и покупает работы, отобранные худсоветом, беря на себя их реализацию.

Фонд покупает произведения, а потом передает музеям или заинтересованным организациям по их запросам. Кстати, заметим в ответ на различного рода слухи и кривотолки, что средний ежемесячный заработок члена Союза художников СССР составляет около 300 руб.

В целом у нас в стране только по государственным заказам ежегодно приобретается более 2 тыс. произведений изобразительного искусства. Но художник в первую очередь работает по заказам своего творческого союза. Он может создавать и выставлять столько произведений, сколько позволяют его талант и трудоспособность. Правда, это порой порождает у мастеров некоторую поспешность, а потому появляются и работы серые, которые в конечном счете лишь "отмечают" художника на той или иной выставке.

Выло бы неверным утверждать, что абсолютно все элементы государственных заказов идеальны. Что- то нуждается в совершенствовании, доработке. Но в целом система, вызывающая такое раздражение и недоверие "советологов", предоставляет советским художникам хорошие шансы для проявления своего дарования, для его утверждения, дает возможность посвятить себя любимому делу. То есть предоставляет советскому художнику то, о чем тщетно мечтает большинство его западных коллег. Эта система позволяет одаренному человеку широко и полно реализовать свое право на культуру, на полное творческое развитие личности, избавляет мастеров искусства от прихотей моды, капризов, финансовой зависимости, меценатства.

Г. ПЕТРОСЯН

* * *

Слышал, будто в некоторых капиталистических странах, в частности в ФРГ, в случае увольнения с работы трудящиеся получают щедрую финансовую помощь от предпринимателей. Так ли это? Если так, то не говорит ли это о гуманности капиталистического общества?

А. Кузнецов, Семипалатинск

НАЧНЕМ с того, откуда берутся средства. Каждый рабочий и служащий ежемесячно наряду с другими налогами (федеральными, земельными, церковными) и страхованием на случай болезни выплачивают взносы в фонд страхования по безработице. Размер взносов составляет 4,6% от общего заработка. Именно из этих поступлений, а не за счет денег предпринимателей формируются средства для оказания "финансовой помощи" уволенным с работы, в том числе в случае забастовки или локаута (локаут - закрытие капиталистами своих предприятий и массовое увольнение рабочих с целью заставить их отказаться от выставляемых ими требований и согласиться на худшие условия труда).

Далее, эта "помощь", составляющая 56 - 58% "чистого" заработка, выплачивается ограниченное время и отнюдь не гарантирует ее получателям "полного достатка". (Подробнее см. "АиФ", 1986, N 11.)

Стремясь сбить накал забастовочной борьбы, крупный капитал в широких масштабах использует локауты как средство давления на бастующих. Например, п ходе забастовки металлистов в 1984 г. им подверглись около 500 тыс. человек. Возмущение трудящихся вызвало решение федерального управления по вопросам труда в Нюрнберге не выплачивать бастующим и жертвам локаутов денежные компенсации. Около 150 тыс. металлистов и членов их семей, по свидетельству Объединения немецких профсоюзов (ОНП), остались "в результате противозаконного решения без средств к существованию".

Забастовка закончилась достижением компромисса. Часть требований была удовлетворена. Те, которые в течение почти двух месяцев были фактически безработными, получили - после длительных проволочек и препирательств - компенсацию. Ее величина соответствовала величине пособия по безработице, полагающегося согласно параграфу 116 трудового законодательства ФРГ. И получилось так, что сами трудящиеся вынуждены были оплатить "расходы по локаутам", так как пособия оплачиваются из фонда страхования по безработице, формируемого за счет взносов самих же трудящихся.

Однако правительство ФРГ, похоже, намерено еще туже "завинтить гайки". 18 декабря 1985 г. был выдвинут законопроект о внесении поправки в параграф 116. В соответствии с ней в будущем не должны больше выплачиваться пособия по безработице тем рабочим и служащим, которые лишатся работы в результате забастовок или локаутов. Их должны будут выплачивать из... фондов профсоюзов. А учитывая ограниченные возможности профсоюзных касс, можно предположить, что право на забастовку, которого трудящиеся ФРГ добились в результате многолетней борьбы, закрепив его в трудовом законодательстве, станет формальностью, а право предпринимателей на локаут - одним из законных средств подавления выступлений трудящихся.

Таким образом, правительство Г. Коля в союзе с предпринимателями намерено заставить трудящихся и их профсоюзы отказаться от испытанного оружия классовой борьбы, внести раскол в рабочее движение ФРГ. Это еще один шаг правительства ХДС/ХСС - СвДП к подавлению свобод, провозглашенных статьей 9 конституции ФРГ и Международной организацией труда (МОТ), членом которой является Федеративная республика. Антирабочая позиция Бонна вызвала возмущение и протесты со стороны трудящихся и профсоюзов. Против принятия законопроекта выступают партии парламентской оппозиции - социал-демократы и "зеленые".

Планы правительства, отмечает газета коммунистов ФРГ "Унзере цайт", рассматриваются демократической общественностью страны как "объявление войны трудящимся - войны концернов и принадлежащего им правительства против большинства народа".

Как видим, гуманизмом здесь и не пахнет.

А. ЛУКЬЯНОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно