После публикации материалов о последствиях падения цен на нефть ("АиФ", 1986, N 24, 33) в редакцию приходят письма, в которых читатели спрашивают, чем объясняется столь значительное падение цен, на чем основаны прогнозы их повышения, а также интересуются, не станет ли целесообразным для СССР покупать нефть по низким мировым ценам, вместо того чтобы осваивать с большими издержками труднодоступные месторождения.
На эти вопросы ответил сотрудник Института США и Канады АН СССР М. КУРОЧКИН.
Энергетический кризис 70-х гг. в странах Запада привел к существенной перестройке их энергетики и экономики, и к середине 80-х гг. потребление нефти резко сократилось. В то же время возросшие цены сделали рентабельными и высокоприбыльными многие месторождения нефти, которые прежде было невыгодно разрабатывать: на морском шельфе разных стран, в Северном море, в субарктических районах. Появились новые экспортеры нефти, которые раньше ее ввозили: Мексика, Великобритания, Норвегия, Египет и др.
Несмотря на выход капиталистических стран из глубокого экономического кризиса начиная с 1983 г., спрос на нефть практически не вырос. В середине 60-х гг. на мировом рынке предложение нефти значительно превышало спрос.
Для сохранения высокого уровня цен страны ОПЕК вынуждены были постоянно сокращать добычу. Доля ОПЕК в совокупной добыче нефти странами капиталистического мира снизилась с 67% в 1978 г. до 40% в 198Г г., а доходы от продажи нефти ее странами-членами упали с 275 млрд. долл. в 1981 г. до 150 млрд. в 1985 г.
Снижение поступлений от продажи нефти привело к тому, что некоторые страны ОПЕК (Ирак, Иран, Нигерия, Эквадор), крайне нуждаясь в поступлении валюты, стали направлять дополнительные партии нефти сверх заранее установленных объемов добычи па свободный рынок. В ОПЕК возникли разногласия. В течение ряда лет своеобразным амортизатором колебаний на нефтяном рынке являлась Саудовская Аравия, которая, обладая крупнейшими запасами нефти, значительными нефтедобывающими мощностями и валютными резервами, могла гибко увеличить или уменьшить свою добычу.
НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОПЕК
К концу 1985 г. стало ясно, что дальнейшее проведение такой "оборонительной" политики ОПЕК не способно стабилизировать нефтерынок. Страны-потребители сократили на 40 млн. т свои коммерческие запасы нефти. 7 крупнейших нефтяных монополии отказывались заключать со странами ОПЕК долгосрочные контракты, предпочитая покупать нефть на свободных рынках наличного товара.
В декабре 1985 г. па очередном совещании ОПЕК была принята новая стратегия. Ее суть состояла в том, чтобы, сняв все ограничения на добычу и выбрасывая на рынок достаточно большие количества нефти, поддерживать цены на низком уровне достаточно долго, чтобы добиться поставленных целей: во-первых, стимулировать более высокий спрос на нефть; во-вторых, добиться свертывания разведки и освоения месторождений с высокой себестоимостью добычи; в-третьих, отсрочить и замедлить внедрение замещающих нефть видов топлива и, в-четвертых, что самое главное, заставить нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК, частично свернуть свою добычу, уступить часть рынка и почти на переговоры о проведении согласованной политики цен.
Известия о разногласиях в ОПЕК и о решении отменить ограничения добычи были поначалу с нескрываемым удовлетворением встречены в большинстве западных столиц. Снижение цен выдавалось там за "стратегическую победу западных демократий" над кучкой "зарвавшихся от жадности" нефтяных шейхов Ближнего Востока. В западной печати замелькали заголовки типа "ОПЕК на коленях", "Отчаянная игра ОПЕК на понижение" и т. п. Пресс-секретарь Белого дома Л. Спикс выражал удовлетворение правящих кругов США тем "благоприятным эффектом", который, по их мнению, окажет падение цен на экономическое развитие США.
"ПОДСЧИТАЛИ - ПРОСЛЕЗИЛИСЬ..."
Однако будущие экономические выгоды оказались не столь очевидными перед лицом ощутимых потерь, которые сулила быстрая смена конъюнктуры.
Во-первых, стабильные, хотя и высокие цены на нефть более приемлемы для нормального экономического развития, чем состояние неопределенности и хаоса.
Во-вторых, долгосрочная война цен неизбежно приведет к снижению доходов для таких крупных производителей нефти, как США, Великобритания, Канада, Норвегия. По данным американской печати, себестоимость добычи нефти на Ближнем Востоке по сравнению с США или Северным морем в 25 раз меньше на старых месторождениях и в 3-5 раз - на новых.
В третьих, это и обострение проблемы задолженности стран- экспортеров нефти. 10 таких стран входят в двадцатку развивающихся стран с наибольшей задолженностью.
Уже в апреле 1986 г. вице-президент США Дж. Буш отправился в спешный вояж на Ближний Восток с целью... уговорить лидеров Саудовской Аравии стабилизировать рынок. "Если цены на нефть упадут слишком низко, то это поставит под угрозу безопасность США", - заявил Буш в Эр- Рияде, Мир стал свидетелем очередного парадокса, сальто- мортале экономических и политических интересов империализма: если в 70-е гг. "угрозой национальной безопасности" США объявлялись высокие цены на нефть и ОПЕК предавалась анафеме за повышение цен, то сейчас "угрозой" стали теперь уже слишком низкие цены.
Возросшее в результате резкого изменения ситуации единство стран ОПЕК уже принесло свои плоды. Большинство стран-нефтепроизводителей признали необходимость стабилизации рынка и переговоров относительно порядка ценообразования. В результате ОПЕК было принято решение о временном сокращении добычи, что сразу повлекло за собой рост цен: с 8 долл. за баррель до 14 и более.
В долгосрочной перспективе цены неизбежно будут повышаться и потому, что при всех колебаниях конъюнктуры на мировом рынке нефть остается ценным ограниченным и невозобновляемым природным ресурсом.
ПОКУПАТЬ ИЛИ ДОБЫВАТЬ?
На вопрос же о "целесообразности" покупки СССР дешевой зарубежной нефти ответ может быть только отрицательным.
Во-первых, экспорт нефти Советским Союзом позволяет во многом обеспечивать этим важным сырьевым ресурсом ряд социалистических и дружественных развивающихся стран. Объем и цены экспортных поставок при этом имеют долгосрочный плановый характер. Он же дает нашей 'стране значительные валютные поступления.
Во-вторых, всякая перестройка внешнеторгового баланса сопряжена с трудностями; закупки за рубежом должны компенсироваться продажей за границей других товаров, отвечающих требованиям мирового рынка. Скажем, при ценах 1985 г. для того, чтобы купить 1 млн. т нефти, нужно продать 2 млн. т зерна.
Наконец, энергетическая база является становым хребтом народного хозяйства, и страна заинтересована в ее стабильном и планомерном развитии вне зависимости от капризов мирового рынка. Конъюнктура на мировых рынках сырьевых товаров может измениться в считанные дни, а освоение нового месторождения нефти занимает многие годы (в США, например, в среднем 8 лет). Именно слепое следование за конъюнктурой привело развитые капиталистические страны к энергетическому кризису 70-х гг. и во многом способствовало возникновению нынешней нестабильной ситуации.