В последнее время у советских людей необычайно возрос интерес к прошлому страны, особенно к его "белым пятнам".
Бытует точка зрения, что в истории потому их так много, что до недавнего времени был закрыт доступ к архивам. Об этом беседа нашего корреспондента Л. Новиковой с начальником Главного архивного управления при Совете Министров СССР доктором исторических наук, профессором Ф. М. ВАГАНОВЫМ, заместителем начальника этого управления А. В. ЕЛПАТЬЕВСКИМ, начальником отдела использования научной информации Н. М. РАССЫПНОВОЙ и начальником научно- издательского отдела Л. И. ПАНИНЫМ.
КОРР. Федор Михайлович, "АиФ" получает много писем с вопросом, который можно сформулировать так: когда же будет открыт доступ к архивам?
ВАГАНОВ. Нам понятен все усиливающийся интерес к архивам и те вопросы, которые возникают в связи с этим. Вероятно, это объясняется главным образом недостаточной информацией архивных учреждений о своей работе.
Относительно доступа в архивы хочу отметить, что в соответствии с ленинским декретом от 1 июля 1918 г. "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР" создана разветвленная сеть архивов, и сейчас в стране функционируют 3273 государственных архива, причем все они открыты. Государственный архивный фонд СССР, например, насчитывает около 340 млн. единиц хранения различных документов, в которых запечатлена история народов нашей Родины с древнейших времен до наших дней.
ЕЛПАТЬЕВСКИЙ. Существуют еще отраслевые архивы, например, МИД СССР, Министерства обороны СССР, академий наук СССР и союзных республик, Всесоюзный государственный фонд кинофильмов Госкино СССР, партийные и комсомольские архивы и т. д.
ВАГАНОВ. Добавлю, что Государственный архивный фонд СССР - это совокупность ценнейших документов, отражающих деятельность учреждений, организаций, а также отдельных личностей - государственных деятелей, писателей, поэтов и т. д. Процесс формирования Государственного архивного фонда продолжается постоянно. На хранение каждый год поступает примерно 3 - 3,5 млн. дел из более чем 230 тыс. учреждений и организаций и от отдельных лиц.
Абсолютное большинство этих документов доступны для работы. По существующим правилам все граждане имеют право посещать государственные архивы и работать с интересующими их документами. Государственные архивы обязаны оказывать исследователям всяческое содействие в период их работы в читальных залах. Отмечу, что наши правила базируются на более демократической основе, чем в некоторых зарубежных странах.
Архивные документы выдаются для ознакомления исследователям, организациям и отдельным гражданам. Ежегодно в читальных залах архивов работает 50 - 55 тыс. исследователей, в том числе 200 - 250 человек из других стран. Они получают для изучения более одного миллиона дел. На основе архивных материалов пишутся научные труды, докторские и кандидатские диссертации, статьи в журналах и других изданиях. Можно привести такой пример. С использованием архивных документов только 13 центральных государственных архивов СССР за 1981 - 1987 годы издано и опубликовано 3536 научных работ, в том числе по проблемам дооктябрьского периода - 1675, послеоктябрьского - 1861.
КОРР. И все же, очевидно, в доступе к некоторым архивным документам имеются ограничения, а часть их вообще закрыта?
ЕЛПАТЬЕВСКИЙ. Разумеется, небольшая часть архивных документов находится на ограниченном режиме хранения.
КОРР. Поясните, пожалуйста, что это означает.
ЕЛПАТЬЕВСКИЙ. Некоторые министерства и ведомства СССР, когда передают свои документы на государственное хранение, как фондообразователи, сами определяют и порядок их использования. Вот поэтому для части этих материалов и устанавливается ограниченный доступ. Они составляют не более 2 - 3% от общего количества документов ГАФ СССР. Но и документы, хранящиеся на ограниченном режиме, доступны и используются в исследовательской работе. Разница лишь в том, что они выдаются по официальным запросам научных учреждений в то министерство или ведомство СССР, документы которого необходимы для разработки соответствующей темы. Такой порядок установлен с учетом государственной важности содержащейся в них информации. По истечении определенного времени эти документы снимаются с ограниченного режима и их выдачу осуществляют государственные архивы.
РАССЫПНОВА. Недавно проведена большая работа по снятию ограниченного доступа ко многим документам. Так, из 1 109 086 дел, находившихся на ограниченном режиме, на 767 195 дел государственным архивам предоставлено право выдачи. Иными словами, они переведены на общий режим хранения. К ним относятся, например, 92 589 дел ЦСУ СССР; 32 926 дел Госплана СССР; 61 757 дел Министерства финансов СССР; 243 035 дел Министерств гражданской авиации и морского флота СССР; 229 077 дел ВЦСПС; 60 388 - ТАСС и др.
ЕЛПАТЬЕВСКИЙ. Стоит отметить, что имеется относительно небольшое количество архивных документов, преимущественно отраслей оборонной промышленности, которые находятся на секретном режиме хранения. Эти документы доступны и используются только по специальным разрешениям сотрудниками соответствующих отраслей. В отношении такого рода документов такие же порядки существуют и в других странах.
КОРР. Сейчас чрезвычайно возрос интерес к нашей истории. Это видно из газетных и журнальных публикаций, писем, поступающих в разные инстанции. А может ли что-нибудь лучше характеризовать различные периоды нашей истории, чем подлинные документы - живые ее свидетели? В этой связи не могли бы вы рассказать о публикации архивных документов?
ПАНИН. Действительно, это чрезвычайно важно сегодня. Поэтому, учитывая большое значение документальных публикаций для развития исторической науки, госархивы СССР совместно с научными учреждениями ежегодно выпускают 50 - 60 томов сборников документов общим объемом до 1,5 тыс. печатных листов, тем самым в научный оборот вводятся 7 - 9 тыс. новых архивных документов. Приведу несколько примеров. Получили высокую оценку и признание научной общественности, скажем, "История индустриализации СССР. 1926 - 1941 гг.", "История коллективизации сельского хозяйства. 1927 - 1937 гг.", "История культурного строительства в СССР. 1917 - 1977 гг.".
Вышли в свет более 250 томов по истории Великой Октябрьской социалистической революции. По истории Великой Отечественной войны опубликовано более 200 томов документов. Кроме того, издано 18 томов по истории восстания декабристов, 14 томов о внешней политике России, "Особые журналы Совета Министров России", 12 томов писем Петра I, вышло более 30 томов документов об отношениях СССР с социалистическими странами и т. д.
Добавлю, что многие наши известные писатели, особенно пишущие на историческую тему, широко пользуются архивами ГАФ СССР. Много времени проводили в наших читальных залах такие известные писатели, как В. Ардаматский, Ю. Семенов, доктор исторических наук Н. Павленко, написавший замечательные книги "Петр I", "Меньшиков", "Птенцы гнезда Петрова".
И все же публикаций такого рода документов далеко не достаточно. Тем более что объем ГАФ СССР позволяет существенно их увеличить. Основная трудность заключается в недостаточной издательской базе.
ЕЛПАТЬЕВСКИЙ. Хочу немного сказать и о практическом использовании архивов в народнохозяйственных целях. Например, при строительстве Ильичевского порта специалистами изучались топографические материалы устья Днепра и Днестра. А информация, содержащаяся в архивных источниках, позволила только в Ленинградской области при сооружении дренажных систем дать экономию в 978 тыс. руб. Изучение же древних документов прошлого дало возможность группе грузинских архитекторов проделать работу по реконструкции средневековой зоны Тбилиси, недавно выдвинутую на соискание Государственной премии.
КОРР. Видимо, есть и другие формы использования документов ГАФ СССР?
РАССЫПНОВА. Конечно. Например, государственные архивы ежегодно организуют до тысячи документальных выставок по самой различной тематике.
Так, в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции в апреле этого года открылась выставка "Великий Октябрь в документах и фотографиях". Газеты, журналы публикуют уникальные документы по истории этого главного события XX века.
Нельзя не сказать и о том, что ежегодно по различным вопросам социально- правового характера в государственные архивы приходят либо письменно обращаются более 500 тыс. граждан.
ВАГАНОВ. Как видите, государственные архивы открыты, и хранящиеся там архивные документы доступны исследователям и гражданам.
На наш взгляд, недостаток заключается в другом: все еще слабо используются колоссальные возможности Государственного архивного фонда СССР, ибо к значительной части его документов не проявляется соответствующего интереса.
* * *
Когда этот материал уже стоял в номере, я получила задание редакции, для выполнения которого было необходимо обратиться к архивным документам.
...Большая Пироговская, 17. Здесь расположен читальный зал Центрального архива Октябрьской революции. Однако сразу попасть туда я не смогла - сержант милиции, взяв под козырек, объяснил, что необходим специальный пропуск, получить который можно лишь на основании отношения с работы.
Поехала в редакцию, взяла отношение. Однако вновь произошла "осечка" - не знала, в каком конкретно архиве находятся нужные мне документы, в частности газеты первых лет Советской власти. Обратилась в приемную, где ее сотрудница Е. Е. Шаравина охотно помогла решить проблему - позвонила директору научной библиотеки Н. Ф. Мамоновой. Нинель Федоровна объяснила, что с газетами лучше знакомиться в библиотеке им. Ленина, в случае, если там нет нужных, принести отказ из библиотеки.
- А если мне нужно посмотреть, что писали в первые месяцы установления Советской власти газеты противника? - интересуюсь у старшего редактора журнального фонда Н. Н. Петровой.
- В этом случае вам необходим специальный допуск, который должны получить в спецчасти по месту работы.
Увы, в "АиФ" спецчасти нет. Значит, к первоисточникам обратиться не удастся. В бюро пропусков ГАФ СССР действительно обращается немало людей. Обращаются по социально-правовым вопросам, с этим проще - заполняют в приемной специальную анкету, и с ней в дальнейшем работают уже сами сотрудники архивов; приходит немало студентов, аспирантов. Они в основном знают, что конкретно их интересует, какими документами и справками нужно запастись. Наверное, совершенно правильно, что к уникальным документам нет допуска просто любопытствующих. Отметим еще одну деталь: и условия работы исследователей в читальных залах оставляют желать лучшего. Но это, конечно, не вина работников архива, а их беда...
Хотелось бы услышать по этим вопросам мнение ученых-историков, специалистов.