По просьбе "АиФ" на вопросы корреспондента ТАСС отвечает член Политбюро ЦК ВСРП, Председатель Совета Министров ВНР Карой ГРОС.
ВОПРОС. Расскажите, пожалуйста, кратко о первых результатах реализации правительственной программы социально-экономической стабилизации.
ОТВЕТ. Прежде всего могу констатировать наметившееся за истекшие полгода определенное оживление экономики: рост промышленного производства, национального дохода, экспорта в капиталистические страны. Лучше любого из предыдущих начался нынешний год. Например, в январе - феврале венгерский экспорт в капиталистические страны увеличился более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, достигнутые результаты несколько ниже того, что нам хотелось бы, но они есть.
К сожалению, акцент на экспорт означает, что предприятия поставляют за рубеж все, что можно, независимо от предлагаемой цены. Естественно, снабжение населения при этом существенно не улучшилось.
Важной вехой стало введение с 1 января новой налоговой системы (предусматривающей, в частности, прогрессивное налогообложение граждан и предприятий. - Ред.). В целом оно прошло успешно, о чем свидетельствуют оживление экономики, стабильность снабжения населения. Были, конечно, на первых порах технические сбои, но мы заранее предсказывали, что нынешний год будет "школой". Добавлю, что бюджетный дефицит снизился по сравнению с двумя месяцами прошлого года приблизительно на 10%. Эти позитивные сдвиги вселяют надежду, что в недалеком будущем удастся остановить рост внешней задолженности. Если это получится, битва наполовину выиграна.
Другой результат - очень интенсивно начались экономические процессы, которые раньше мы никак не могли развернуть, сколько бы ни говорили о реформе. Начата модернизация хозяйственного механизма, намечается конкретный график того, что предстоит сделать в этой области до 1990 г. Приступили к работе над проектом Закона о хозяйственном объединении. Это очень важное теоретическое и практическое дело, по меньшей мере столь же важное, как новая налоговая система. В сентябре мы хотели бы вынести данный закон на рассмотрение Государственного собрания. Если очень упростить, речь идет о юридическом оформлении возможности создания предприятий, комбинирующих в себе государственную, кооперативную и частную собственность.
Тем самым мы исправляем допущенное ранее забегание вперед в сфере политэкономии социализма. Главное, что мы впервые обеспечим обратный приток в экономику накопленных капиталов, обеспечим более гармоничное взаимодействие предприятий через сферу производства, а главное - разовьем у трудящихся чувство подлинных хозяев. Эксперименты на предприятиях "Таурус" и "Медикор", каждое из которых пошло своим путем, увенчались, на наш взгляд, большим успехом. Вокруг будущего закона очень много споров, но мы уверены, что он придаст экономике новые силы.
Другая мера, направленная на повышение эффективности экономики, - ликвидация убыточных предприятий, которая уже имеет юридические формы и вызывает более естественное и свободное циркулирование денежной массы и трудовых ресурсов.
Мы также приступили к подготовке реформы заработной платы, что потребует длительного времени. Речь идет не только о ликвидации уравниловки, но и о пересмотре прежних взглядов на социальную политику. Зарплата полагается за труд, а вопросы социальной политики надо решать соответствующими средствами, за счет выплат и пособий из централизованных фондов государства. При новой системе право на основные социальные пособия, в том числе на пенсию, имеет каждый гражданин. Но если он хочет к старости иметь свыше того, то сегодня может платить больше, то есть, по сути, приобрести себе к старости право на безбедное существование.
Мы пошли по многим направлениям, в частности предпринимаем коренное совершенствование народнохозяйственного планирования, выясняем взаимоотношение между рынком и планом.
И наконец, важную роль в реализации нашей программы занимает реорганизация государственно-административного аппарата. Мы здесь идем по двум направлениям: децентрализация и передача функций управления общественности. Одновременно происходит существенное сокращение численности аппарата.
Словом, за полгода мы сделали немало. Да, реформы пока не затронули основ, но внесли новый дух, привели способных молодых людей на ответственные посты. Я полагаю, что в целом мы постепенно сдвигаемся с места в реализации программы социально- экономического развития.
ВОПРОС. Правы ли те, кто считает, что пресса преувеличивает трудности?
ОТВЕТ. В целом журналисты характеризуют ситуацию верно, но пока не отражают первые ростки нового, пробивающиеся среди отдельных негативных явлений и тенденций. Для выхода из сегодняшней ситуации, бесспорно, нужны энергия, терпение, настойчивость. Начатое надо довести до конца.
ВОПРОС. Каковы взаимосвязь между перестройкой в СССР и процессом обновления в Венгрии, возможности использования двумя странами опыта друг друга?
ОТВЕТ. Во-первых, подавляющее большинство венгерских граждан с очень большой симпатией относится к переменам в Советском Союзе. Я уже сорок лет работаю в партии, но не помню такой симпатии к СССР и его руководителям, за исключением периода после Освобождения.
Процесс обновления в СССР отличается от венгерского тем, что там экономическая и политическая реформы идут рука об руку. В ВНР экономическая реформа в свое время началась, затем остановилась, а политическая только начинается. Я не согласен с теми, кто говорит, что наша экономическая реформа не увенчалась успехом потому, что не сопровождалась реформой политической. Нет, венгерская реформа остановилась тогда потому, что ее ослабляли некоторые экономические решения, что она не во всем была продумана.
Но независимо от этого параллельность в осуществлении двух реформ в СССР повышает шансы на успех, и в этом пример для Венгрии. Так что я придаю огромное значение процессу политического обновления в СССР для развертывания венгерской политической реформы. Если в сфере экономики венгерская реформа, мне кажется, ушла вперед, в политической области впереди Советский Союз.
Есть и другой аспект, не столь непосредственный. Новое внешнеполитическое мышление в СССР означает для нас большую свободу действий, повышает открытость перед лицом остального мира.
Вопросы задевал Б. ШЕСТАКОВ
ОТ РЕДАКЦИИ
Пленум ЦК ВСРП утвердил повестку дня Всевенгерской партконференции:
1. Резолюция о задачах партии, о развитии системы политических институтов. Докладчик - Я. Кадар.
2. Предложения по кадровым изменениям.