Газета американских деловых кругов "Уолл-стрит джорнэл" о деятельности расположенных в Мюнхене (ФРГ) радиостанций "Свобода" и "Свободная Европа".
...Ее называют подставной организацией ЦРУ, реликтом времен "холодной войны", инструментом подрывных действий.
Но находясь в 19-й студии радиостанции "Свободная Европа", которую гласность заставила действовать в условиях конкуренции, думаешь, что ей больше подходит определение "хаос". Передается прямой вечерний выпуск "Открытого микрофона" на Польшу. За стеклом сидит ведущий. Он должен вот-вот получить сообщение из Вашингтона, но в этот момент телефонная линия замолкает.
"Где вы? Вы меня слышите?" - взывает ведущий по-польски. Негодуя, он вешает трубку. По другую сторону стеклянной перегородки падают стулья, кричат люди. "Алло, Вашингтон. Вы меня понимаете?"- спрашивает механик. Никакого ответа.
Один наблюдатель пожимает плечами. "Прямой эфир - это прямой эфир. Это жестокая вещь", - говорит он. Из стеклянной кабинки студии появляется ведущий Ян Тышкевич, он настроен более философски: "Я начинаю к этому привыкать. В прошлую пятницу у меня такое происходило пять раз".
"У МЕНЯ УПАЛ ИНТЕРЕС К "СВОБОДЕ".
Переход к "прямому эфиру" - это лишь одна сторона проблемы, стоящей сегодня перед радиостанцией "Свободная Европа". С начала 50-х годов РСЕ и связанная с ней радиостанция "Свобода" поставляли народам Восточной Европы и Советского Союза неурезанную информацию о событиях, происходивших в их странах. Они подвергаются резкой критике со стороны правительств стран советского блока. Но с приходом гласности и более широким распространением информации в СССР и в зависящих от него коммунистических странах эти две радиостанции, опирающиеся на поддержку США, сталкиваются с крупнейшей проблемой за всю историю своего существования.
"У меня несколько упал интерес к радиостанции "Свобода" из-за реформ советской печати", - говорит один советский слушатель, мужчина в возрасте 30 с чем-то лет, который дал интервью во время своей поездки на Запад в ноябре прошлого года.
Должностные лица обеих радиостанций считают, что они могут сохранить число слушателей на прежнем уровне лишь путем совершенствования своих программ.
Совершенствование требует повышенного внимания к важным новостям, поступающим сейчас с Востока. Будь то волнения в Армении, война в Афганистане или инакомыслие в Польше - две радиостанции пытаются передавать сообщения быстрее, убедительнее и увлекательнее, чтобы отразить информационное наступление Советского Союза.
"Им предстоит пройти долгий путь, прежде чем они приблизятся к свободе информации в том виде, в каком мы ее знаем на Западе, - говорит исполнительный вице-президент РС - РСЕ У. Марш. - Но они повышают свои стандарты, так что нам необходимо повышать свои. Гласность - это серьезный профессиональный вызов для нас".
ЛЮДИ И МЕТОДЫ
Теперь РСЕ в два раза увеличила дневное время передачи оригинальных материалов на польском языке. Одна из новых передач - "Открытый микрофон" - нацелена на молодежную аудиторию, в этой передаче звучит поп-музыка.
Проблема гласности означает ежедневное ускорение темпов работы в штаб-квартире радиостанции, разместившейся в занимающем большую территорию трехэтажном здании, окруженном крепостной стеной, на окраине крупнейшего парка Мюнхена. Прошли те дни, когда служба на латвийском языке записывала один информационный выпуск и повторяла его целый день. Теперь все новости передаются без записи на всех 23 языках, на которых вещают РС - РСЕ. Прошли те дни, когда русская служба транслировала 20-минутные редакционные статьи о советской политике. Теперь они не превышают четырех минут.
Но борьба за повышение конкурентоспособности приносит неоднозначные результаты. Когда президент Рейган выступил с прокламацией, в которой он призвал Советский Союз признать суверенитет Литвы, Московское радио немедленно выступило с ответным комментарием. Литовская служба радиостанции "Свободная Европа" передала саму прокламацию лишь на следующий день. "У нас есть люди, живущие здесь вот уже 30 лет, которые на деле не понимают главнейших журналистских принципов. Они не отдают себе отчета в том, что новости - это скоропортящийся товар", - сетует директор одной программы.
Почти все дикторы РС - РСЕ - это эмигранты из Советского Союза и стран Восточной Европы. Многие из них уже в преклонном возрасте: из тысячи сотрудников радиостанции в Мюнхене около 200 уйдут на пенсию в течение следующих двух лет. У многих из них сварливый характер; стычки между различными эмигрантскими фракциями влекут за собой бесчисленные судебные иски.
За годы работы радиостанций РС - РСЕ было допущено несколько серьезных журналистских просчетов, причем некоторые из них имели трагические последствия.
В начальный период "холодной войны" РСЕ именовалась "радиостанция "Освобождение", и ее задача заключалась в содействии ликвидации коммунизма. Передатчик, использовавшийся для трансляции ее первой радиопередачи - на Чехословакию 4 июля 1950 г., представлял собой небольшой коротковолновый аппарат, поставленный Управлением стратегических служб, предшественником Центрального разведывательного управления. По сути, ЦРУ руководило деятельностью этих радиостанций до 1971 г., когда все финансовые связи с этим управлением были прерваны.
СТАРЫЕ "ГОЛОСА" В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
В последнее время эти радиостанции вынуждены уделять больше внимания финансовым трудностям, чем своему темному прошлому. РС - РСЕ получают свои бюджетные средства в размере 164 млн. долл. от конгресса США. Дважды за последние два года председатель объединенного руководства РС - РСЕ Юджин Пелл был вынужден обращаться за дополнительными средствами, чтобы компенсировать падение курса доллара. Вероятно, в этом году он обратится в третий раз. "Это действительно борьба за выживание", - говорит Пелл, выкуривая одну сигарету за другой.
Хотя русские и восточноевропейцы горячо спорят в коридорах мюнхенской студии о характере и масштабах гласности, мало у кого возникают сомнения относительно того, что гласность вызвала реальные перемены в советских средствах массовой информации как по стилю, так и по сути. Теперь советское телевидение предлагает телезрителям утреннюю программу, в которой звучит музыка "Битлз", разучиваются комплексы утренней гимнастики, а ведущие одеты в свитера без галстуков. В советских средствах массовой информации и теперь часто сообщается о том, что некогда являлось скрытой стороной советской жизни; это такие вопросы, как алкоголизм, злоупотребление наркотиками, проституция, преступность и гомосексуализм.
"В прошлом году происходило что-то невероятное, - говорит Чарльз Трамбулл, который руководит отделом, следящим за советскими средствами массовой информации. - В газетах и по телевидению появляются такие вещи, о которых два года назад не могло быть и речи".
Трамбуллу не нужно ходить далеко в поисках доказательств, достаточно посмотреть стоящий перед ним телевизор, по которому передается вечерний выпуск советской программы новостей "Время". За сообщением о состоянии советской экономики следует сюжет о том, как возмущенные граждане обвиняют врача районной поликлиники в мошенничестве и недобросовестном отношении к своим обязанностям.
Тем временем в центре обработки информации, в котором готовятся все сценарии передач, прежде чем они выходят в эфир, редакторы решают, как быть с последними известиями с Востока. Советская республика Армения стала центром массовых выступлений протеста. В сообщениях западной печати, переданных со слов эмигрантов, приехавших с места событий, говорится, что в выступлениях протеста участвовало до миллиона людей. Ходят слухи, что в этот район были направлены советские войска и имеются человеческие жертвы.
"Бог ты мой, что за материал!", - восклицает один из руководителей РС Эндерс Уимбуш, читая эти сообщения.