27 июля в Агентстве печати "Новости" состоялась пресс-конференция, посвященная судьбе советских военнопленных в Афганистане. В ее ходе сообщалось, что с начала вооруженного конфликта в СССР разными путями удалось вернуть 22 человека, попавших в плен.
Сложности в процессе репатриации по линии Международного комитета Красного Креста были связаны с тем, что непосредственно о репатриации военнопленных по линии МККК, согласно Женевской конвенции 1949 г., можно говорить лишь после прекращения активных военных действий.
В 1983 г, в специально организованном недалеко от Женевы лагере оказалось 11 советских граждан. 8 из них вернулись на Родину, 3 пожелали выехать на Запад. После активизации военных действий работа по репатриации приостановилась. Сейчас вновь создались благоприятные условия.
В списки пропавших без вести не внесены 14 человек, изъявивших желание остаться на Западе. Однако мотивы их решения могут оказаться не политическими. Не исключено также, что на них оказывается давление. Поэтому советские представители намерены встретиться с каждым из них. В связи с этим помощник Генерального прокурора СССР А. ВРУБЛЕВСКИЙ напомнил о том, что те, кто не устоял перед западной пропагандой, допустил какие-либо противоправные действия в отношении СССР (например, вел на Западе антисоветскую пропаганду), исходя из высших целей социалистической гуманности, будут помилованы и смогут пользоваться всеми правами советских граждан, предоставленными им Конституцией СССР.
В пресс-конференции приняли участие двое бывших советских военнопленных, вывезенных на Запад, Н. РЫЖКОВ и О. ХЛАНЬ. Отвечая на вопросы журналистов, Н. Рыжков рассказал о том, что 16 июня 1983 г., будучи захваченным мятежниками врасплох в одиночку вдали от расположения воинской части, сдался в плен. По его словам, на такое решение повлияли неуставные отношения, сложившиеся в месте его службы. Поддавшись уговорам представительницы американской организации "Фридом хаус" Людмилы Торн, ради освобождения из плена стал заниматься в Нью-Йорке и Вашингтоне антисоветской деятельностью.
- Я выступал на пресс-конференциях, перед молодежью, приводил вымышленные факты зверств советских солдат в Афганистане. В действительности, конечно же, никаких зверств я не видел.
Почему вы решили вернуться домой?
Я не хочу сказать что-то плохое об Америке, хотя там я столкнулся и с плохими людьми. Но все равно я осознавал, что у меня есть Родина, чувствовал свою вину. Мне говорили, что меня ждет расстрел или длительное тюремное заключение, но я сознательно пошел на это. Уже после моего решения, во время встречи с представителями советского посольства американская сторона мне предлагала "одуматься", но я отказался. В СССР я был приговорен к 12 годам лишения свободы, а 4 июля 1988 г. помилован Указом Президиума Верховного Совета СССР.
Использовали ли советские военнослужащие в Афганистане наркотики?
Да, такие, к сожалению, были. Сам я курил гашиш.
Проводилась ли с вами религиозная обработка?
Меня заставляли учить коран, предлагали принять мусульманство.
Каковы ваши планы на будущее?
Поеду в деревню к родителям, буду работать трактористом.