Примерное время чтения: 3 минуты
222

Протоколы гаагских мудрецов

18 октября 1907 г. 44 страны, собравшиеся в Гааге на 2-ю конференцию по вопросам мира, подписали "Положение о законах и обычаях сухопутной войны".

ЭТОТ прелюбопытный документ следовало бы изучать во всех военных академиях планеты и даже на всех сержантских сборах. Хотя бы затем, чтобы будущие командиры знали, в чём их может при случае обвинить Международный трибунал по военным преступлениям.

Что мы нарушаем

НАПИСАННЫЙ сотню лет назад документ до сих пор остаётся крайне актуальным. Что, увы, свидетельствует лишь о том, что за прошедший век человечество лучше не стало. Взять хотя бы отношение к пленным.

Статья 4: "Военнопленные находятся во власти неприятельского Правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен. С ними надлежит обращаться человеколюбиво. Всё, что принадлежит им лично, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг, остаётся их собственностью".

Статья 6: "Государство может привлекать военнопленных к работам сообразно с их чином и способностями, за исключением офицеров. Работы эти не должны быть слишком обременительными и не должны иметь никакого отношения к военным действиям".

Всё это нарушалось уже в ходе Первой мировой войны. Но особенно вопиющим было поведение Германии в 1941 - 1945 гг. Из 4,5 млн. советских военнопленных в немецких концлагерях погибли 1,2 млн. В качестве обоснования жестокости нацисты выдвигали тогда довольно спорный аргумент: СССР, мол, не подписал Гаагскую конвенцию. Как ни странно, тот же тезис повторяют некоторые отечественные историки для критики сталинского режима. Справедлив ли этот упрёк?

Коммунисты-гуманисты

СЕЙЧАС об этом мало кто помнит, но у истоков международного регулирования вооружённых конфликтов стояла именно Россия. В самом конце XIX в. империя задумала масштабное перевооружение армии и флота, и ей требовалось хотя бы 10 лет гарантированного мира. По инициативе Николая II 6 (18) мая 1899 г. в Голландии открылась первая Гаагская конференция. В связи с тем, что завершилась она 17 (29) июля в столице России, её можно было назвать и Петербургской. Вторую конференцию провели под эгидой России и США. Естественно, подписи нашей страны стояли под всеми гаагскими документами.

Первое советское правительство подтвердило, что не слагает с себя ни одного из гуманитарных обязательств "старого режима". Постановлением Совнаркома от 30 мая 1918 г. было объявлено, что "международные конвенции и соглашения, касающиеся Красного Креста, признанные Россией до октября 1917 г., признаются и будут соблюдаемы".

Впрочем, даже если бы этого документа не было, гаагские протоколы предписывали заботиться о пленных ту страну, которая их захватила. Вне зависимости от того, подписало ли Конвенцию государство, чьи граждане оказались в плену. СССР, кстати, по мере сил выполнял принятые ещё при Николае II обязательства. Смертность в советских лагерях для военнопленных была даже ниже, чем в ГУЛАГе. С 1941 по 1955 г. из 3,5 млн. немцев умерли "всего" 450 тысяч.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно