За долгие годы одностороннего и субъективного освещения в нашей печати жизни трудящихся на Западе у советского человека сложился стереотип "их" рабочего, который с утра до вечера гнет спину на капиталиста, а если его не устраивает зарплата или условия труда, то он бастует.
Так ли это на самом деле? Корреспондент "АиФ" побывал в семье испанского рабочего Антонио АЛОНСО - наладчика электроаппаратуры фирмы "Алкатель".
НА РАБОТЕ
Антонио, 38 лет, его жена работает секретаршей в банке, у них двое детей: сыну 14 лет, а дочери - 9.
Согласно трудовому договору, который подписали представители рабочего коллектива и администрация "Алкателя", Антонио трудится около 6 часов в день (1890 часов в году). Перерыв - 20 минут, причем его можно взять в любое время в течение дня. За опоздание или "затяжку" перерыва, а также уход с рабочего места раньше положенного времени сотрудник лишается сроком до 3 месяцев половины зарплаты и всех премиальных выплат по окончании года.
Прогулов или появления рабочих в цехах в нетрезвом состоянии на "Алкателе" практически не бывает. При этом Антонио и многие его коллеги в обеденный перерыв частенько употребляют легкое красное вино "Риоха", а после окончания работы они отправляются в соседний ресторанчик, где довольно изрядно "подзаряжаются". Однако при этом непременно соблюдается мера. Ведь если рабочий по причине "перебора" не выйдет завтра на службу, то он будет немедленно уволен, независимо от его профессиональной квалификации и стажа работы в "Алкателе". При 2,5 млн. безработных в Испании это серьезная угроза.
Средняя зарплата Алонсо 145 тыс. песет (1340 долл.) в месяц, что немного выше среднего заработка рабочего, так как он обслуживает несколько линий. Сюда входит выплачиваемый "коэффициент верности фирме" (за непрерывный трудовой стаж на предприятии) - около 1,5% от ставки, а также премия за выслугу лет и процент от прибылей фирмы по итогам года, на который могут рассчитывать все сотрудники "Алкателя", непосредственно занятые в сфере управления и материального производства.
КАК ИЗБАВИТСЯ ОТ ЛОДЫРЕЙ
В Испании на государственных предприятиях и частных фирмах система найма рабочей силы контрактная. В зависимости от квалификации работника и производственной необходимости контракт может быть заключен на срок от трех месяцев до пяти лет.
Контрактная система дает возможность хозяину уволить неугодного или строптивого работника, причем без объяснения причин. И это создает определенную неуверенность и тревогу у тех сотрудников, которые любят выражать свое недовольство начальством. В то же время система контрактов обеспечивает на предприятии высокую трудовую дисциплину без применения суровых административных мер.
Сравнивая с подобной "капиталистической" формой найма рабочей силы наше гуманное трудовое законодательство, которое сохраняет рабочее место даже за тем, кто не желает трудиться, убеждаешься - контракт просто не дает возможности лодырничать. Под угрозой его немедленного расторжения (а все подобные случаи оговорены в законодательстве) любой работник сто раз подумает, прежде чем нарушить трудовую дисциплину.
На предприятии, где работает Антонио, так же как и у нас, проводятся различные "распродажи", для которых специально оборудованы магазины - "экономаты". Здесь для рабочих и служащих "Алкателя" продаются товары со скидкой, а на покупку дорогостоящих вещей даются льготные, кредиты.
Жилье
Жилье современного испанского рабочего, пожалуй, самая "больная" тема не только для его советских коллег, но и для тех соотечественников, у которых более или менее приличные квартиры.
Разумеется, есть в Испании и бездомные, спящие на автобусных остановках и в метро, и лачуги из жести, картона и гофрированного железа, в которых обитают в основном цыгане и бывшие крестьяне- батраки.
И все-таки квартира Антонио (а в Испании она называется "писо" - "этаж") - это отнюдь не роскошь, а вполне типичное жилье трудовой испанской семьи среднего достатка. Ей, конечно, далеко до особняков состоятельных мадридцев. Но ведь все познается в сравнении так давайте сравним.
Семья Алонсо занимает "писо" из 6 комнат общей площадью в 75 м"sup"2"/sup". В квартире есть две лоджии и довольно просторный коридор. Стоимость подобного жилья - 14 млн. песет (примерно 150 тыс. долл.). Деньги очень большие, и поэтому Антонио эту квартиру снимает, выплачивая за ее аренду ежемесячно почти треть семейного бюджета (70 тыс. песет). Конечно, затраты немалые, но ведь и жилье - качественное.
В Испании цены на жилье существенно различаются в зависимости от района города и наличия транспорта. Например, семья Алонсо живет в десяти минутах ходьбы от ближайшей станции метро. Аналогичное по площади жилье, которое имеет один из приятелей Антонио - Энрике де Кастро, но расположенное за городской чертой Мадрида, стоит в месяц уже 45 тыс. песет, причем добираться до пригородов столицы отсюда надо около 40 минут на автобусе.
Для тех же, кто мечтает о собственном доме, на предприятии, где работает Антонио, существует строительный кооператив. Правда, дома для рабочих фирмы возводятся за городом, но с учетом того, что в большинстве испанских семей есть машина (пусть старая, подержанная, но непременно есть), это не кажется столь уж большим неудобством.
Двухэтажные дома, которые возводятся в кооперативе для рабочих, имеют 4 спальни, холл, кухню 16 - 18 м"sup"2"/sup", а также гараж. Для семьи со средним достатком обычный срок выплаты за такой дом - 15 лет. К тому же, приобретя кооперативный дом за городом, можно оставить свою столичную квартиру детям.
Несколько слов о внутреннем убранстве квартиры Антонио Алонсо. Оно, безусловно, отличается от интерьеров жилых помещений тех, у кого более высокие доходы, - в частности, нет у него на стенах столь популярных сейчас в Испании зеркал различных размеров, которые вставляют в рамы от картин. Но все необходимое для нормальной человеческой жизни у семьи имеется - телевизор, магнитофон, приличный мебельный гарнитур.
- Хотелось бы сразу предупредить, - сказал мне Антонио Алонсо, - во- первых, не все рабочие в Испании живут так, как я. В нашей стране есть гораздо менее обеспеченные люди. Во-вторых, материальное положение большинства испанцев, в том числе и трудящихся, улучшилось лишь за последние годы, когда стране удалось стабилизировать положение в экономике. А в-третьих, не надо думать, будто все, что мы имеем сегодня, это чей-то дар - за свои права нам приходится вести упорную борьбу с предпринимателями.