Осенью 1990 г. по поручению глав государств и правительств семи ведущих промышленно развитых стран Запада, по соглашению с Советским правительством в СССР работали группы экспертов Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕвБРР). Этим группам было поручено провести подробное изучение состояния советской экономики, представить рекомендации о проведении экономических реформ в СССР и установить критерии, по которым западные страны могли бы оказать эффективную поддержку этим реформам.
Общее число экспертов, работавших в СССР, составило около 80 человек. Среди них был лауреат Нобелевской премии по экономике Э. Эрроу. Советские организации предоставили экспертам международных организаций всю необходимую информацию.
Подобные доклады составляют МВФ и МБРР по просьбам стран, стремящихся получить помощь от этих организаций, с тем чтобы использовать ее с максимальной эффективностью. В эффективности своей помощи заинтересованы и сами международные организации, которые чаще всего предоставляют ее в форме займов и консультативно- технического содействия.
Так что никакой филантропии здесь нет. Как нет и диктата. Право каждой страны, обращающейся за помощью, воспользоваться рекомендациями или нет. Ни право банков и фондов не давать займы, если их рекомендациям не следуют. Предлагаем вашему вниманию выдержки из доклада экспертов.
НЕОБХОДИМО выделить три момента. Во-первых, в настоящее время в мире не существует успешно функционирующей экономической модели, основанной на планировании. Во-вторых, попытки улучшить положение дел в экономике, опираясь на старую систему, дока-дали свою непродуктивность: централизованный контроль был ослаблен, но в то же время рыночные отношения и экономическая дисциплина не были сформированы.
В-третьих, открытое обсуждение прошлого оказало на общество революционизирующее воздействие, поставив под сомнение достижения предшествующих лет, выявив глубину развала экономики, но в то же время породило чувство неуверенности.
СКОРЕЕ К РЫНКУ
Идеальным вариантом представляется путь постепенных реформ, который позволил бы свести к минимуму экономическую нестабильность и в кратчайшие сроки обеспечить реальный рост экономической эффективности. Однако нам неизвестен такой путь, тем более что необходимо учитывать сложные стартовые условия. Мы серьезно сомневаемся в жизнеспособности варианта, основанного на возврате к централизованному контролю, и рекомендовали бы властям как можно скорее наполнить конкретным содержанием данные ими обязательства в отношении развития рыночной экономики. Это включает в себя в первую очередь решение таких задач, как стабилизация экономики и перестройка ее структуры.
По нашему мнению, восстановление финансовой стабильности потребует резкого сокращения дефицита государственного бюджета, уровень которого составил в 1990 г. 8% ВНП; нейтрализацию избыточных денег; жесткий контроль за кредитом; установление реальных Процентных ставок. В краткосрочной перспективе усилия в этих на правлениях должны поддерживаться эффективной политикой в области доходов, которая создала бы социально гарантированный минимум и установила бы верхние границы роста доходов. Учитывая слабую отдачу других контрольных механизмов, регулирование доходов представляется обязательным условием экономической политики по крайней мере на переходный период.
Финансовая стабилизация сама по себе не означает установления рыночных отношений. Она должна сопровождаться ускоренной и комплексной либерализацией цен, которая была бы наиболее адекватной реакцией на острый товарный дефицит. (Вместе с тем представляется целесообразным постепенно привести в соответствие с международным уровнем цены на ряд промышленных товаров в течение ближайших 3 лет после их резкого первоначального повышения.) Одновременно должны предприниматься срочные меры по либерализации торговли.
Что касается квартплаты и цен на основные виды товаров народного потребления, то в ближайшее время представляется необходимым продолжать в определенной степени субсидировать их, что могло бы обеспечить социальные гарантии для населения, большая часть которого, согласно оценкам, находится за чертой бедности.
Созданию более рациональной структуры цен во многом способствовало бы расширение параллельного валютного рынка и в течение предположительно года создание объединенного валютного рынка текущих операций.
Зарубежные страны могут оказать поддержку реформам в СССР. Техническое содействие, в котором немалую роль мог бы сыграть частный сектор, может быть предоставлено в целом ряде отраслей. Оно во многом может содействовать становлению рынка.
Имеются возможности для оказания гуманитарной помощи при условии решения проблем распределения этой помощи, а также для осуществления программ в области охраны окружающей среды и энергетики.
С началом осуществления комплексных программ, направленных на планомерное проведение в жизнь реформ и углубление международного интегрирования советской экономики, могут сыграть свою положительную роль и помощь в оздоровлении платежного баланса и содействие в реализации проектов.
ОБЩИЙ РЫНОК РЕСПУБЛИК
Предполагается, что в ближайшее время будут созданы политические условия для восстановления единого экономического пространства, опирающегося на использование единой валюты, свободные торгово- экономические отношения между республиками, а также на четкий и взаимоприемлемый порядок регулирования доходов и расходов между отдельными государственными звеньями. Если этого не удастся достичь, то возрастет опасность расшатывания бюджетной и финансовой дисциплины и дальнейшее нарастание инфляционных процессов как в открытой, так и в скрытой формах.
Движение СССР по пути децентрализации политической власти и расширения самостоятельности регионов во многом созвучно их стремлению к экономической самостоятельности. В других регионах мира в настоящее время отмечается тенденция к усилению экономической интеграции отдельных суверенных государств, которые все более активно ведут поиск новых рынков и производственных возможностей. Необходимо избежать возведения межрегиональных барьеров на пути экономического взаимодействия, а там, где они уже существуют, их необходимо устранить. Авторы настоящего исследования полагают, что союзные республики будут стремиться поддерживать существование такого общесоюзного рынка, который не был бы разделен межреспубликанскими экономическими барьерами, который опирался бы на единую денежную единицу и обменный курс, на единую денежно-кредитную политику, систему торговых тарифов, а также на четкую политику в области налогообложения и расходования средств на различных государственных уровнях.
Рекомендации, высказываемые авторами настоящего исследования относительно целенаправленного проведения реформ, учитывают специфику Советского Союза.
ЦЕНЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Предстоит решить очень сложные проблемы и принять правильные решения на каждом из ключевых направлений реформы. Согласно требованиям макроэкономической стабилизации дефицит госбюджета необходимо понизить до приемлемого уровня, при котором не было бы необходимости прибегать к дополнительной эмиссии денег. При проведении реформы необходима жесткая кредитная политика и повышение уровня процентных ставок, что позволило бы контролировать потенциальные последствия инфляции в результате либерализации цен, а также введение строгого бюджетного контроля за деятельностью предприятий, которые постепенно будут вынуждены перестраиваться на рыночные отношения. Рынок не может развиваться в условиях искусственного ограничения цен, когда они не могут свободно реагировать на изменение спроса и предложения
Начальная стадия перехода к рынку повлечет за собой значительные неувязки, и переход к рыночным ценам больно ударит по категориям населения с низкими доходами. Поэтому необходимо будет разработать систему мер социальной защиты, включая программу поддержки безработных, чтобы смягчить последствия процесса реформ. В более долгосрочной перспективе необходимо принятие комплексной системы наподобие тех, которые существуют в индустриально развитых странах.
Рыночная экономика тесно связана с юридической и институциональной инфраструктурой, в Основе которой заложена частная собственность. На осуществление комплексной реформы юридической системы потребуется немало времени, и поэтому уже с самого начала для обеспечения института частной собственности необходимо предусмотреть разработку механизмов, поощряющих становление этого вида собственности. Даже в том случае, если приватизация крупных государственных предприятий будет затягиваться, быстрая приватизация мелких и переход крупных предприятий на коммерческую основу будут служить правильным ориентиром в этом направлении.
Реформы должны быть осуществлены в ходе перехода к рыночной экономике. Невозможно "прописать" в качестве рецепта какую-то одну определенную модель перехода к рынку, равно как и заранее предусмотреть точный график перехода к нему. Тем не менее в последовательности мер по переходу к рынку можно выделить два основных подхода - консервативный и более радикальный, который мы и рекомендуем.