НАИБОЛЕЕ популярной темой в средствах массовой информации стал Указ Президента России о департизации. Программа "Время" и различные "актуальные интервью." уже успели поведать "обманутому" народу, какие неисчислимые беды ожидают нас, как только не станет на предприятиях парткомов и комитетов комсомола. Это (в один голос говорят партийные работники) шаг к диктатуре, дестабилизации политической обстановки, ущемление прав трудящихся и даже удар по самому нашему слабому месту - по экономике. Это, мол, противоречит ст. 48 и 51 Конституции СССР и ст. 49 Конституции РСФСР (чтобы читатель убедился в несостоятельности этих заявлений и сделал для себя собственные выводы, ниже публикуем текст этих статей).
Сейчас же посмотрим, чьи права ущемляет Указ и кто, по сути, понесет самый большой урон. В общем-то, вопрос риторический, так как главные потерпевшие от этого Указа успели "засветиться" в своих негодующих выступлениях по телевидению и в партийной печати - это те, для кого работа в компартии - профессия, те, кто, находясь у власти и будучи единственной партией в течение нескольких десятилетий, понятие "диктатура" примеряли к кому угодно, но только не к себе. Это - руководство компартии страны и РСФСР.
Нас интересовало, сколько освобожденных партийных и комсомольских работников работает на предприятиях России. В пресс-центре ЦК КП РСФСР нам ответили, что такими данными располагают только второй секретарь ЦК А. Ильин и ЦК КПСС. Но, мол, ответить на этот вопрос времени нет.
Таким образом, количество освобожденных секретарей на предприятиях, получающих зарплату из партийной кассы или из бюджета государства (предприятий) - тайна "за семью печатями". Не означает ли этот "секрет", что сами партийные функционеры видят в этом нечто незаконное, что надо скрывать? Однако кое-что нам удалось выяснить.
На крупных предприятиях (5-6 тыс. человек) - по 3-4 освобожденных работника. Таких парторганизаций - 6% (от общего их количества). Как нам сказали в ЦК КП РСФСР, штаты заполнены всего на 30% из за низкого заработка".
Мы также попытались выяснить, сколько освобожденных партийных должностей на таких крупных (всесоюзного значения) заводах, как, например, ЗИЛ и 1-й ГПЗ (шарикоподшипниковый). Но тщетно. В одном случае секретари обедали или отсутствовали (в течение нескольких часов, а потом до конца рабочего дня шло заседание парткома), в другом - партком не отвечал на звонки. Мы звонили и обращались и на некоторые другие крупные заводы, но и здесь информации не получили. Нас отсылали из парткомов к администрации, а те ссылались на отсутствие у них данных и вновь советовали обратиться в партком. Работники предприятий называют партийных функционеров "подснежниками" в тех случаях, когда зарплата им начисляется из общего фонда. Но нам кажется, что, когда она идет из партийной кассы, так или иначе затрагиваются интересы рядовых коммунистов - партвзносы-то отчисляются из их зарплат. И содержат они буквально райкомы местного значения на этих предприятиях. А это человек 8-10 (вместе с комсомольскими структурами), а то и больше.
Наш корреспондент на пресс-конференции поинтересовался у А. ИЛЬИНА позицией компартии России:
- Собирается ли КП РСФСР выполнять Указ Президента России?
- Я думаю, что в данной ситуации налицо противоречия Указа Конституции СССР и Конституции РСФСР... Мы будем действовать только в рамках закона, будем бороться за то, чтобы Указы нашего Президента строго соответствовали Конституции, которой он присягал.
На пресс-конференции выступила секретарь Союза женщин РСФСР Е. ТУМАРЕВА. После конференции по просьбе нашего корреспондента она изложила свою личную позицию:
- Мы - как дивизия "народного ополчения", которую бросают в прорыв, чтобы скрыть истинное направление удара. Ведь вопрос о департизации - это вопрос об интересах партии. Нельзя манипулировать нами в политических целях.
Когда женщинам действительно нужна поддержка от партии, они ее не получают. Ведь в ЦК есть немалые средства, от которых они могли бы выделить маленькую толику нашему союзу на содержание помещений или поддержать женщин в малом и среднем бизнесе. Но им не до нас. Они заняты собственным бизнесом. Я считаю, что партийные структуры много лет мешали всем работать. И не надо драматизировать ситуацию. Этот Указ лишь логическое продолжение отмены 6- й статьи Конституции СССР.
Нам звонят многие женщины и говорят, что поддерживают ту часть Указа, где речь идет о департизации. Но они не согласны с тем, что другие общественные организации (женские, например) выставляются за ворота предприятий.
Какими делами сейчас занимаются эти "освобожденные" функционеры, отстраненные от реальной власти" от визирования анкет и заявлений (в том числе, для поездки за границу), никому не известно. А сознаться в безделии не спешат. Не отсюда ли туман секретности?
Коллектив редакции "АиФ" давно уже живет без партбюро, и от этого не страдает. Меньше собраний - больше дела.
* * *
Конституция СССР, ст. 48.
Граждане СССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
ст. 51.
В соответствии с целями коммунистического строительства граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Конституция РСФСР, ст. 49.
Граждане РСФСР в соответствии с законом имеют право образовывать общественные объединения, массовые движения, принимать участие в их деятельности.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.