Примерное время чтения: 7 минут
119

[Есть ответы] Ваши вопросы от 04.12.1991

Я старая, одинокая женщина. Все подруги умерли, и мне, наверное, осталось жить недолго. Но денег на похороны, даже самые скромные, мне не удалось скопить. Что же, умирать мне теперь, как собаке?

М. Нефедова, Москва

Это письмо корреспондент "АиФ" попросил прокомментировать председателя православного похоронного центра, образованного при храме Святых Апостолов Петра и Павла в Москве, протоиерея Аркадия СТАНЬКО.

РОССИЯ имеет многовековые традиции православного погребения. В них все подчинено тому, чтобы облегчить близким тяжесть утраты. Так, Русская Православная Церковь, исполняя свой долг, заочно отпевала даже "сильных мира сего", начиная с Ленина и кончая Черненко.

Правильное исполнение обряда похорон напрямую связано с загробной жизнью души усопшего. Каждый православный христианин по кончине должен быть похоронен на православном кладбище с любовью и молитвой о нем, а не сожжен в крематории. Никакого значения не должен иметь материальный достаток усопшего или его близких. Если к нам обратятся с просьбой о бесплатных похоронах, мы не откажем. Никаких справок, подтверждающих, что человека не на что хоронить, при этом не потребуется.

- Но для этого понадобятся немалые средства?

- Свою деятельность мы начали в мае, и нас на это дело благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Рассчитываем в основном на свои силы, поэтому при центре создаются хозрасчетные участки различного профиля. Например, совместно с американской компанией "Бэйтсвилл" мы намерены выпускать гробы по их технологии и обеспечить ими потребности не только в нашей стране, но и в странах Восточной Европы. Сейчас самостоятельно наладили производство гробов, их делается пока немного, но мы рассчитываем, что сможем покрыть расходы на бесплатные похороны. Поступают в наш адрес и пожертвования.

- Говорят, что место на кладбище, расположенное в пределах Москвы, если там не захоронены родственники, стоит несколько тысяч.

- Начиная с апреля только за могильную яму цены выросли в десятки раз и доходят до 400 руб. Общая же стоимость захоронения может составить 2 - 3 тыс. руб.

Для такого большого города, как Москва, необходимо создавать новые кладбища, тем более что практики "многоэтажных" захоронений нет во всем мире. Поэтому еще 26 сентября Патриарх Алексий II обратился к мэру столицы Г. Попову с просьбой выделить нашему центру землю под кладбище и освободить его на 5 лет от уплаты налогов. И только недавно мы получили ответ от правительства Москвы с фактически отрицательным ответом.

ОТ РЕДАКЦИИ. Ежедневно в Москве умирает около 300 человек. Из них 120 - 130 кремируются, остальные погребаются. Городу необходимы новые кладбища, поскольку старые превращаются в огромные экологические мины с часовым механизмом: когда он сработает - неизвестно. Дело в том, что из-за слишком большого количества погребений происходит отравление земли и воды. Чем это может кончиться, неизвестно. Не роет ли Москва себе могилу?

***

Милиционеры говорят, что их бронежилеты ненадежны. Из чего они сделаны, если это, конечно, не военная тайна? Что можно придумать в этой области нового, чтобы спасти людей от гибели?

М. Багров, Красноярск

Конструктивные особенности бронежилетов до недавнего времени тщательно скрывались, так как это было военной тайной ВПК.

Наконец нашему корреспонденту удалось побеседовать с директором одного научного центра при АН СССР В. ШЕВЧЕНКО. Вот что он рассказал.

К КОНЦУ 1980 г. во время войны в Афганистане бронежилеты у наших солдат и сотрудников спецслужб были металлические (титановые и стальные). Жилет участника десантно-штурмовой группы весил 12 кг. Можно представить себе состояние человека, преодолевающего десятки километров в условиях высокогорья. Зачастую люди от усталости становились неподвижной мишенью... Потери тогда превзошли все так называемые "нормы естественной убыли". Их стало трудно скрывать: в среднем 5 убитых в день. Стальные жилеты простреливались из автоматов насквозь. Министр обороны Д. Устинов требовал тогда: "Дайте другую защиту!".

Еще в 1974 г. снайперы на подмосковном полигоне "обстреляли" другую "начинку" для жилетов - керамическую.

Хрупкая керамика и мягкий алюминий, "склеенные" вместе, не поддались автоматной пуле (7,62 мм) ни со 100. ни с 50, ни с 11 метров.

Закрытое авторское свидетельство на использование таких бронежилетов в нашей стране было получено раньше, чем в США, хотя в Америке сейчас это оспаривают.

Но когда работы над керамическим жилетом только начинались, создавалось впечатление, что он никому не нужен. В обстановке "полной секретности" за две бутылки спирта изобретатели покупали клей "Момент", сами гнули "на коленях" алюминий и "клеили" на него керамику...

До сих пор керамические жилеты в СССР выпускает только один завод. Американский аналог стоит 1,5 тыс. долл., наш - 6 тыс. "деревянных".

Нельзя не сказать о кевларовых жилетах. Они легкие, сделаны из специальной ткани, напоминающей лавсан, но ее в клочья рвет автоматная пуля. Именно такой жилет был на Индире Ганди, когда на нее было совершено последнее покушение.

***

В канун 50-летия битвы под Москвой хотелось бы наконец узнать объективную цифру наших потерь в этом сражении. Ведь не секрет, что под танки были брошены тысячи необстрелянных солдат и ополченцев.

А. Парамонов, Москва

На вопрос отвечает начальник отдела Института военной истории Министерства обороны СССР, кандидат исторических наук, полковник В. ЕЛИСЕЕВ.

ПО ПОДСЧЕТАМ, которые недавно провели сотрудники института, в границах битвы под Москвой (с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г.) мы потеряли более 2 млн. 200 тыс. человек. В этой цифре и наши окруженные войска, попавшие, например, в такие "котлы", как Вяземский, Брянский. У противника, по воспоминаниям Г. К. Жукова, потери составили 500 тыс. Но это устаревшие данные, новые пока готовятся. Из многих источников, в том числе и зарубежных, явствует, что противник учитывал при подсчете потерь убитых, раненых, без вести пропавших и пленных, в то время как в наши донесения входили также обмороженные и больные.

***

Моя бывшая ученица поступила в медицинский. И вот на распределении для специализации ей заявили, что она должна заплатить 7 тыс. рублей.

Но в июле этого года Верховный Совет СССР принял постановление "О нарушениях статьи 45 Конституции СССР о праве граждан на образование". Права ли администрация института, требуя за обучение студента плату на шестом курсе?

Н. Брегула, депутат Карачаево-Черкесского областного Совета народных депутатов.

Отвечает зам. начальника Главного учебно-методического управления высшего образования Гособразования СССР В. НОСКОВ.

КАК ПОСТУПЛЕНИЕ, так и обучение в государственных высших учебных заведениях бесплатно. Для этого государство выделяет вузам бюджетные ассигнования. Правда, весьма скромные. Они идут на обучение студентов по обязательным программам вузов и техникумов. После усвоения этой программы студент получает диплом установленного образца. На этом бесплатное обучение закончено.

Любые другие услуги по повышению образования в вузе, например, курсы по подготовке поступления в институт, курсы иностранного языка и т. д., могут быть платными (приказ Гособразования СССР от 17.01.90, N 45). Взимание же платы за поступление и тем более на 6-м (или любом) курсе обучения недопустимо.

Только в том случае, если специалистов готовят в вузе на договорной основе (по договору между вузом, предприятием и студентом), постановления Совмина СССР от 2, 31 августа 1989 г. N 708 и от 19 декабря 1990 г. N 1311 допускают оплату за обучение заинтересованных в этих студентах организаций (см. "АиФ" N 22 с. г.).

Если есть конкретные факты о нарушениях указанного постановления Верховного Совета СССР и других упомянутых постановлений, необходимо обращаться в прокуратуру республик, которым поручено рассматривать такие факты и принимать по ним соответствующие меры.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно