Никто не был против рынка
Процесс либерализации цен в России и других республиках бывшего СССР не может не натолкнуть на сравнения с Польшей двухлетней давности: тогда, как известно, там начал осуществляться ставший знаменитым план "шоковой терапии Бальцеровича". Своими соображениями на этот счет мы попросили поделиться очевидца "двух либерализации" - польской и нашей - московского корреспондента польской газеты "Экспресс" Болеслава ПОРОВСКОГО.
- Болеслав, какие впечатления у вас сложились от первых итогов освобождения цен в России?
- Для меня все происходящее не явилось большой неожиданностью. Но, по-моему, ваше правительство не подготовилось по-настоящему к такому ответственному шагу. Есть решение "сверху", однако не видно, чтобы оно приносило положительные результаты "внизу". И, кроме того, это решение явно неполное: ведь либерализация внешней торговли идет слишком медленно.
Смотрите: в конце декабря, перед самым началом либерализации, курс доллара упал относительно рубля. Это совсем не так хорошо, как кажется поначалу: это значит, что ваши предприниматели все еще не хотят по-настоящему снабжать вас импортными товарами.
- А как скоро начали появляться товары в Польше в аналогичной ситуации?
- С первых же дней - как только освободили цены и открыли границы для товаров. Нас товарами тогда снабдил частник.
- Если говорить о Польше: что находилось в частных руках к моменту начала либерализации цен?
- - Здесь не надо забывать, что еще до начала реформ Бальцеровича - то есть при коммунистах, при Раковском - были сначала либерализованы цены на продукты питания. А сельское хозяйство в Польше всегда примерно на 90% было в руках частника.
- А что представлял собой частный сектор в городах к началу основного этапа либерализации цен?
- Там ситуация была тоже совсем не такая, как у вас. Например, рынок жилья существовал уже давно. Мелкие предприятия и магазины работали на аренде...
- С началом реформ Бальцеровича приватизация ускорилась?
- Намного. Практически всю торговлю, сферу услуг и мелкие предприятия очень быстро распродали в частные руки.
- На какие деньги шла продажа?
- На нашу национальную валюту - злотый.
- Болеслав, исходя из польского опыта, каков ваш прогноз на наше ближайшее будущее?
- Прогноз не очень благоприятный. Мне кажется, что ваше руководство все еще слишком верит в силу государственных структур и недооценивает частника. А потом, я все же очень боюсь социального взрыва.
- Кстати, в Польше после освобождения цен было что-нибудь похожее на нашу неокоммунистическую демонстрацию 12 января на Манежной площади в Москве?
- Таких у нас не было- Были, правда, и забастовки, и демонстрации. Но никто не выступал против рынка.
Беседовал Б. СТАНИШНЕВ
* * *
Часто слышу о том, что вот новые предприниматели зарабатывают много, а те, кто работает на госпредприятиях, - мало. Но что такое много или мало? Не могли бы вы опубликовать данные по какой-то стране, вступившей на рыночный путь?
Е. Силкина, Пермь
ПРИВОДИМ таблицу "Кто и сколько зарабатывает в Польше в месяц" (млн. злотых), по которой читатель сможет сделать сопоставления. Таблица составлена по материалам журнала "Впрост" (Польша).
"pre"
Генеральный директор крупной компании - 20-30 Директор средней инофирмы - 11 Президент Республики Польша - 8,4 Ведущий сотрудник торговой фирмы - 5,0 Журналист - 3,2 Капитан Войска Польского - 3,0 Профессор вуза - 2,5 Участковый инспектор - 2,2 Рабочий в частной фирме - 2,0 Врач-психиатр - 1,5 Учитель с двенадцатилетним стажем - 1,3 Уборщица - 1,1 Ксендз - 1,0 Продавец мясного магазина - 0,8 Музыкант филармонии - 0,8 Рабочий механического завода - 0,65
"/pre"
Минимальная заработная плата в Польше составляла в июле 1991 г. 663 тыс. злотых в месяц, около 57 долл. Доллар в то время оценивался примерно в 11630 злотых.