С заместителем министра внешних экономических связей РФ К. ИВАНОВЫМ беседуют корреспонденты "АиФ".
- Кирилл Николаевич, существует великое множество теорий, "как обустроить Россию". Одни считают - нужно набрать побольше западных кредитов, другие - что нужна обвальная приватизация, третьи - что нужны мощные иностранные частные инвестиции. А что думаете вы, отвечающий в МВЭС за эти самые кредиты и иностранные капвложения?
- Возможно, я удивлю вас, но процесс стабилизации экономики начинать нужно с сельского хозяйства. С него начинается жизнь. Всем известны многомиллионные потери, которые мы там несем. Фактически мы закупаем за границей то, что теряем в ходе уборки, транспортировки и хранения. Одного картофеля мы теряем до 60%. Нам достаточно сделать сельское хозяйство аккуратным, и мы не будем тратить колоссальные валютные средства на закупки продовольствия. Это сразу привнесет в общество социальную стабильность, необходимую для развития экономики.
- На Западе много говорят о том, что России нужно помочь, что такая поддержка отвечает интересам США и Западной Европы, но пока что мы слабо ощущаем на себе результаты этой помощи.
- Для всех бывших соцстран, возвращающихся в орбиту мировой экономики, наибольшую ценность представляют частные инвестиции. Недостаток госкредита заключается в том, что его надо когда-то отдавать. Частный же капитал идет в ту или иную отрасль практически навсегда. Имея гарантии того, что прибыль может быть возвращена, частный вкладчик тем не менее понимает, что если он не будет вновь вкладывать ее в российскую экономику, он не завоюет рынок, а, следовательно, не получит больше. В России же, как, впрочем, и в других странах СНГ, гарантии вывоза прибылей до сих пор не созданы. Как нет гарантий и от нестабильного законодательства.
- Какова политика министерства в области иностранных инвестиций?
- Там, где это только возможно, мы отдаем приоритет нашим национальным предпринимателям. Есть отрасли, и их немало, где мы работаем не хуже, а иногда и лучше других стран. Поэтому все, что может быть отдано нашему предпринимателю, должно быть ему отдано. Там, где в одиночку ему не справиться, должно быть создано совместное предприятие. И только в тех отраслях, где у нас вообще нет опыта, нужно давать приоритет иностранному капиталу.
- Кто должен разграничивать сферы деятельности?
- Исключительно сам бизнес. Отечественный предприниматель, хорошо знающий отрасль, в которой он работает, легко определит, что он может сам, а что придется отдать.
- И в какие отрасли вкладывают в России деньги иностранные инвесторы?
- Ну, во-первых, общий объем капвложений чрезвычайно мал: не более 4 - 5 млрд. долл. Для нашей страны это копейки, и в основном они сконцентрированы в торговле и посреднических операциях.
- Как можно предотвратить вывоз российских капиталов за границу?
- К сожалению, он будет происходить до тех пор, пока не появится нормальная налоговая и банковская системы. Но прежде всего нужно создать условия, чтобы этот капитал добровольно вернулся в Россию.
Ведь все прекрасно понимают - и наши, и западники, что такого рынка, каким является наша страна, нет сейчас на земле и не предвидится. Только в России можно сделать огромные капиталы в течение очень короткого времени.
- Верите ли вы в то, что иностранный капитал в конце концов хлынет в Россию мощным потоком и коренным образом изменит нашу жизнь?
- Мы понимаем, что иностранные инвестиции совсем не панацея. На 99% мы должны все решить собственными усилиями. Иностранные кредиты и техсодействие нужны нам, во-первых, для ускорения процесса реформ, а во- вторых, для большей спайки с внешним миром. Чтобы мы лучше понимали друг друга, чтобы происходил процесс реальной интеграции.
- Польша, Румыния, ЧСФР, другие бывшие соцстраны до сих пор так и не дождались сколько-нибудь серьезных частных капвложений с Запада. Поэтому в частных беседах члены правительств этих стран говорят, что у них ждут окончания всех перетрясок в бывшем СССР, чтобы вернуться к взаимовыгодному торгово-экономическому сотрудничеству, которое существовало многие десятилетия, но, разумеется, на совершенно ином уровне.
- Сейчас политическая эйфория уже прошла. Отходят на задний план всяческие лозунги самостийности, вперед вышли задачи реальной экономики. Поэтому я убежден, что через очень короткий период начнется процесс реинтеграции. В прошлом степень интеграции хозяйственных связей внутри СССР составляла 21%, а в рамках ЕС только 16. Экономики стран "соцлагеря" были также сориентированы друг на друга. Реальными были кооперация и специализация производства. Все эти заводы, фабрики - они ведь никуда не делись. Машины, оборудование требуют запчастей, сырья, людям нужна работа.
Есть еще одна потрясающая вещь: это знание русского языка всеми партнерами. Язык для бизнеса - одно из самых важных условий. Поэтому потеря общего для всех русского языка хотя бы одним поколением будет иметь далеко идущие последствия для бизнеса.
Беседу вели Д. МАКАРОВ, И. НАГОРНЫЙ.