В ПРОШЛОМ ГОДУ, отмечая 25-летие начала космической эры, парижская "Пансэ" писала: "4 октября 1957 года Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли. США и весь западный мир были ошеломлены. Пробуждение было жестоким и неприятным... Это было истинным потрясением для западного мира, можно даже сказать, нанесло ему психическую травму".
Среди многих недоуменных вопросов, которые приходят в голову после прочтения подобных пассажей, возникают и такие. Почему, собственно, так потряс советский спутник людей Запада? Ведь наша страна внесла огромный вклад в развитие мировой науки и техники. Но известно ли об этом на Западе, в той же Америке? (Речь идет, разумеется, не об ученых, а о широкой публике.) Не навязывается ли западному читателю искаженное представление о нашей стране, о ее научном и техническом потенциале?
ПО АМЕРИКАНСКИМ СТАНДАРТАМ
Увы, это именно так. Вот конкретный пример - популярное в Америке издание "Мировой альманах. Книга фактов". Этот ежегодник выпускает вот уже более ста лет в Нью-Йорке Ассоциация газетных издателей США. Книга по американским стандартам недорогая (4 долл. 95 центов), объемистая (976 страниц), издающаяся массовым тиражом и широко распространяемая пропагандистскими службами США по всему миру. Фактов там действительно много. Можно узнать все что угодно - длину рек и высоту гор, оклады американских губернаторов и подлинные фамилии популярных киноартистов.
В справочнике есть раздел "Выдающиеся личности", который, в свою очередь, делится на подразделы - философы, ученые, религиозные деятели, писатели и т. д.
Обратимся к подразделу "Выдающиеся ученые прошлого" (имеются в виду ученые - естественники, гуманитарии - в другом подразделе. - Прим. авт.) Как же здесь представлены наши соотечественники?
А никак. Невероятно, но факт: в "Книге фактов", претендующей на солидность и объективность, не упомянут ни один русский или советский ученый. Нет Ломоносова, Лобачевского, Менделеева, Павлова, Мечникова, Сеченова, Тимирязева, Вернадского, Курчатова, Королева... Между тем в списке 120 имен. Разумеется, в альманахе перечислены и корифеи науки, такие, как Дарвин или Эйнштейн, но наряду с ними - люди, хотя и заслуженные, но далеко не "звезды первой величины", а то и вовсе малоизвестные или даже сомнительные личности.
К последним следует отнести Месмера, который, как сказано в книге, "развивал теорию животного магнетизма". Это был, как известно, шарлатан, в свое время скандально прогремевший на всю Европу. К науке его "теория" не имеет никакого отношения.
Но не будем придираться к одиозным примерам. В перечне выдающихся ученых есть монашка Элизабет Кенни, австралийская медсестра, "развившая метод лечения полиомиелита". Есть Уолтер Рид и Уильям Горгас. Кроме специалистов, их имена вряд ли кто знает. Это военные врачи армии США. (Рид открыл, что желтую лихорадку разносят москиты, а Горгас развернул оборону от них, что помогло обезопасить сооружение Панамского канала. - Прим. авт.).
Миссия этих военных медиков была, конечно, гуманной, но не больше ли все-таки был бы уместен в этом списке Н. И. Пирогов, называемый в прошлом веке "врачом столетия"... Но ведь Пирогов - русский, и потому для нью-йоркских издателей "персона нон грата".
Есть в справочнике и Вассерман, тот самый, в чью честь названа диагностическая реакция на сифилис.
Спору нет, Вассерман внес свою лепту в прогресс медицины, но неизмеримо больше сделал И. И. Мечников, который совместно с немцем Эрлихом получил Нобелевскую премию. Эрлих в списке есть, Мечникова, разумеется, нет.
Историю палеонтологии надо делить на два периода - до Ковалевского и после Ковалевского, говорил в свое время Дарвин. В. О. Ковалевского в "Книге фактов" нет. Нет и не менее знаменитого его брата А. О. Ковалевского, корифея эмбриологии, которую в XIX веке называли "русской наукой".
Нет великого советского генетика Н. И. Вавилова. Между тем на обложке международного журнала "Хередити" ("Наследственность") в перечислении величайших ученых в этой области вслед за Дарвином, Менделем, Морганом идет Н. И. Вавилов. Но то журнал для специалистов. В массовом же нью-йоркском издании советский ученый не упоминается.
Есть в справочнике "американский Мичурин" Л. Бербанк, самого Мичурина нет.
Разумеется, "блистательно отсутствуют" в списке Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, С. П. Королев. Что ж потом удивляться, что воспитанный на такой информации человек поражается до "психической травмы" тем фактом, что "русские варвары" запустили спутник. Да что там спутник! Откуда у "этих русских" могут быть электрические лампочки или велосипеды! Ведь ему, этому человеку, не дают узнать о таких именах, как Лодыгин, Яблочков, Славянов, Попов, Шухов... Между тем известные изобретатели из США и стран Западной Европы щедро представлены в перечне выдающихся ученых.
ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
Небезынтересно, что в том же издании за 1976 год, хоть и явно в недостаточном числе, но все же были упомянуты виднейшие русские ученые.
И это весьма знаменательно. Выходит, с поворотом политики американской администрации в сторону отхода от разрядки, в сторону нагнетания международной напряженности и свертывания связей между США и СССР, меняется и отношение к вкладу России и СССР в историю мировой науки?
Неужели объявленный Рейганом "крестовый поход против коммунизма" распространяется и на эту сферу? Смешно, но, видимо, так и было - держа нос по ветру холодной войны, "объективные" и "беспристрастные" нью-йоркские энциклопедисты вычеркнули Менделеева из справочника.
Могут ли президентские директивы и указания ЦРУ "отменить" или "принизить" значение периодической системы элементов? Нет, конечно. Но, как видим, можно попытаться скрыть от широкого читателя имя ее автора. Хотя это не согласуется ни со здравым смыслом, ни с издательской добросовестностью, ни, добавим, с Хельсинкскими соглашениями, о гуманитарной "корзине" которых и "свободном потоке информации" так любят разглагольствовать в США.
Остается сказать, что подобное, конечно же, невозможно у нас, в Советском Союзе. Мы воздаем - и всегда воздавали - должное всем, кто внес достойный вклад в развитие науки и техники.
В любом нашем справочнике вы найдете имена западноевропейских и американских ученых. Им посвящены многие выпуски издаваемой массовым тиражом серии "Жизнь замечательных людей".
Когда советские космические автоматы сфотографировали обратную сторону Луны, в СССР даны были названия 242 обнаруженным там объектам. Половине из них присвоены имена иностранцев. Разумеется, представлены там и имена выдающихся американцев (всего - 16), таких, как, например, Томас Эдисон и физик Роберт Вуд...
В свое время английский писатель Стивенсон верно заметил: умолчанием иногда выражается самая грубая ложь. С этой целью и действовали в редакции "Мирового альманаха", составляя раздел науки.