ПЕРЕСТРОЙКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ, отмечают профсоюзные деятели США, вызванная процессами научно-технической революции, влечет за собой массовые увольнения в металлургии, машиностроении, на транспорте - в тех отраслях, где позиции профсоюзов были традиционно сильными. В то же время попытки АФТ-КПП закрепиться в новых, технически сложных отраслях и в сфере обслуживания, привлечь в свои ряды бурно растущие слои "синих воротничков" в большинстве случаев терпят неудачу. С другой стороны, происходят и географические сдвиги производства с Севера и Среднего Запада на Юг и Юго-Запад, где антипрофсоюзные силы располагают особым влиянием.
Однако нынешние трудности профсоюзов США нельзя объяснить только внешними факторами. Следует отметить, что сама политика руководства АФТ- КПП, которую даже буржуазные обозреватели называют консервативной, привела к тому, что значительная часть трудящихся, играющая все большую роль в экономике страны - женщины, молодежь, представители национальных меньшинств, - остается за пределами профсоюзных организаций.
Как и прежде, АФТ-КПП стремится сохранить лицо закрытого клуба рабочей аристократии, а это в современных условиях неизбежно оборачивается падением политического влияния профцентра. Не случайно в настоящее время лишь 55 проц. американцев поддерживают деятельность профсоюзов по сравнению с 66 проц. в 60-х годах и 76 проц. в 50-х годах.
Но бесспорно главную причину трудностей профсоюзного движения США следует искать в долгосрочной стратегии большого бизнеса, который в последнее время развернул в стране самую яростную антипрофсоюзную кампанию со времен 30-х годов.
ОТКРЫТЫЙ ВЫЗОВ РЕЙГАНИСТОВ
Экономические трудности конца 70-х - начала 80-х годов, рекордные показатели инфляции и безработицы, непомерно высокие налоги, хронический дефицит платежного баланса - все это ставится Белым домом и буржуазными средствами массовой информации в вину профсоюзному движению, а борьба рабочих за свои права расценивается как "безответственные и эгоистические акции", препятствующие якобы оздоровлению экономики США. Бросая открытый вызов профсоюзам, Белый дом провел широкое сокращение социальных программ, включая образование, здравоохранение, пособия по безработице, продовольственную помощь неимущим и детям из бедных семей, помощь городам и многое другое. Только в 1982 г. администрация Рейгана "сэкономила" за счет трудящихся Соединенных Штатов около 40 млрд. долларов.
Кроме того, администрация Рейгана в союзе с республиканцами и консервативными демократами в конгрессе провела ряд законопроектов, нацеленных против профсоюзов и трудящихся в целом. Была ликвидирована программа создания рабочих мест в системе коммунального обслуживания, ряд программ трудоустройства и профподготовки, сокращена помощь нуждающимся семьям. Более миллиона человек лишились продовольственных талонов. Были сокращены ассигнования штатам по программам здравоохранения "Мэдикэйд" и "Мэдикэр",
Оправившись от первого шока, профсоюзное руководство попыталось перейти в контрнаступление. Начала набирать обороты пропагандистская машина профцентра, на головы американцев обрушились миллионы политических бюллетеней, писем и листовок с критикой экономического курса Белого дома. В полемическом запале Керкленд как-то даже призвал к "мобилизации сил на отпор контрреволюции".
Затем АФТ-КПП перешла к демонстративным актам. Керкленд и два его помощника публично отказались войти в президентскую комиссию по производительности труда. А против министра труда Донована повели активную кампанию по обвинению его в связях с мафией.
В ответ на пропагандистские усилия АФТ-КПП Белый дом организовал в прессе широкую контркампанию по дискредитации профбюрократии. Говорили (и не без оснований!), что профсоюзные боссы давно утратили контакт с трудящимися, что они зажирели, думают лишь о собственном благополучии и вообще не способны выдвинуть никакой конструктивной альтернативы экономической программе Рейгана.
Были преданы огласке многочисленные случаи коррупции профсоюзного руководства, растрат, вымогательства, присвоения профсоюзных фондов, морального разложения профсоюзных лидеров. Напомнили, что профсоюзные деятели сами частенько сотрудничают с гангстерскими синдикатами. Материалов было более чем достаточно - ведь только за последние семь лет за решетку попало 450 высоких профсоюзных лиц. Пропагандистское наступление АФТ-КПП оказалось явно несостоятельным.
ОТСТУПЛЕНИЕ С ЗАВОЕВАННЫХ ПОЗИЦИЙ
Вместо 22,6 млрд. долл., которые, по подсчетам АФТ-КПП, необходимы для решения проблем занятости в 1983 г., конгресс ассигновал на эти цели всего 4,6 млрд. Был урезан фонд пособий по безработице, субсидии лицам, лишившимся работы вследствие иностранной конкуренции. Допустимый предел повышения заработной платы служащих федеральных учреждений в 1982 г. был сокращен вдвое. Наконец, был отменен подписанный еще в 1931 г. президентом Гувером закон Дэвиса-Бейкона, способствовавший поддержанию относительно высокого уровня оплаты труда на финансируемых государством строительных работах.
В 1982 г. при непосредственной поддержке Белого дома крупнейшие корпорации США потребовали от профсоюзов новых значительных уступок в области условий труда и заработной платы, угрожая закрытием предприятий или переводом их за границу.
Все более широкое распространение получает использование предпринимателями так называемых "консультантов" для борьбы с профсоюзами. По данным АФТ-КПП, в настоящее время в США действует более тысячи специальных "консультаций" (причем некоторые из них имеют весьма значительный штат сотрудников), которые заняты тем, что помогают бизнесменам избавляться от профсоюзов, подрывать их влияние или использовать юридические лазейки для того, чтобы уклоняться от выполнения коллективных соглашений. Эти "консультанты" проводят семинары, на которые стекается множество предпринимателей. За взнос в размере 500 долл. здесь дается исчерпывающая информация о том, как "освободиться" от профсоюзов. Следуя подобным советам, такие монополии, как "ИБМ", "Дюпон де Немур", "Грумман", "Поляроид", вообще запрещают всякую профсоюзную деятельность на своих предприятиях.
Существует и другая, более тонкая политика в отношении профсоюзных организаций. Ряд корпораций создают для профсоюзов множество комиссий и различных комитетов, с профсоюзами советуются и консультируются по производственным вопросам, не носящим принципиального характера. Тем самым создается "эффект участия" профсоюзов в принятии решений, сковывается активность трудящихся, а профсоюзы, как выразился секретарь- казначей АФТ-КПП Томас Донахью, становятся "младшим партнером в удаче и старшим партнером в неудаче".
В последнее время в ряде отраслей США были заключены новые долгосрочные коллективные договоры, затронувшие примерно 4,5 млн. человек. Они еще раз подтвердили падение влияния профсоюзов. Раньше в этих договорах профсоюзы, как правило, добивались определенного повышения реальной зарплаты. На пороге 80-х годов им пришлось довольствоваться поддержанием зарплаты на более или менее стабильном уровне. Сегодня вопрос состоит в том, на сколько процентов будет сокращена реальная зарплата в ближайшее время, насколько упадет жизненный уровень трудящихся. Иными словами, речь идет не о наступлении и даже не об обороне, а о возможно более организованном и планомерном отходе с занимаемых позиций.
Таковы истинные плоды западной демократии.
Профсоюзы США оказались перед лицом очень жесткой альтернативы: либо потерять остатки своего политического влияния, превратившись в заурядную шестеренку государственно-монополистической машины, либо коренным образом перестроить свою работу, ориентируясь не на Белый дом, а на широкие массы американских трудящихся. Только на этом, втором пути возможно возрождение профсоюзного движения Америки, его демократических и революционных традиций.