Примерное время чтения: 6 минут
93

ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Кто мешает улучшению советско-японских отношений

Насколько известно, между Советским Союзом и Японией до сих пор нет мирного договора, хотя со времени окончания войны прошло почти 40 лет. Чем это объясняется?

П. Семенов, Хабаровск

СОВЕТСКО-ЯПОНСКИЕ межгосударственные отношения были нормализованы после прекращения состояния войны в соответствии с Совместной декларацией СССР и Японии, подписанной 10 октября 1956 года.

На переговорах о нормализации отношений между СССР и Японией в 1955 - 1956 гг. японская сторона выступила с территориальными притязаниями на южную часть Курильских островов, и поэтому мирный договор между двумя странами заключен не был.

НЕЗАКОННОСТЬ территориальных притязаний Японии к СССР вытекает из Акта о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 г., в соответствии с которым она приняла условия Каирской декларации 1943 г. и Потсдамской декларации 1945 года. По Ялтинскому (Крымскому) соглашению глав правительств трех великих держав - СССР, США и Великобритании - от 12 февраля 1945 г., к которому затем присоединился Китай, южная часть Сахалина с прилегающими островами и все Курильские острова отходили во владение Советского Союза. По Сан-Францисскому мирному договору 1951 г. японское правительство приняло его американо-английский проект, который предусматривал отказ Японии от Южного Сахалина и Курильских островов. И этот договор был ратифицирован в японском парламенте после разъяснения представителя правительства К. Нисимура, что в состав последних входит также южная часть этих островов.

На советско-японских переговорах в 1956 г. была достигнута договоренность о нормализации дипломатических отношений между двумя странами. Совместная декларация СССР и Японии гласила, что между обоими государствами "восстанавливаются мир и добрососедские отношения" (ст. 2). В документе говорилось, что Советский Союз, "идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией".

Но, несмотря на включение этого положения в Совместную декларацию, японская сторона не пошла на заключение мирного договора на упомянутых условиях, хотя Советский Союз неоднократно предлагал японской стороне продолжить переговоры о заключении мирного договора на основе признания существующих реальностей, сложившихся после второй мировой войны.

Однако упорное выдвижение правящими кругами Токио территориальных претензий к СССР не позволило успешно продолжить переговоры о заключении мирного договора между двумя странами.

Более того, при прямом поощрении и подстрекательстве США Токио взял курс на искусственное раздувание пропагандистской кампании незаконных территориальных притязаний к Советскому Союзу.

ВОПРЕКИ небывалым в истории страны протестам миролюбивой общественности Японии, правительство 19 января 1960 г. заключило с Соединенными Штатами Америки "договор безопасности"- военно-политический союз, направленный своим острием против социалистических стран, и прежде всего против Советского Союза.

Заключение японо-американского "договора безопасности" шло вразрез с Совместной декларацией СССР и Японии 1956 г., в которой стороны "полностью согласились, что восстановление дипломатических отношений между ними будет служить развитию взаимопонимания и сотрудничества между обоими государствами в интересах мира и безопасности на Дальнем Востоке".

В начале 1980-х гг. территориальные притязания стали открыто инспирироваться официальными кругами Токио. Более того, в 1981 г. в Японии был установлен "День северных территорий" - 8 февраля. В результате этого "кампания за возвращение северных территорий" стала использоваться для разжигания реваншистских настроений, направленных на ревизию итогов второй мировой войны. Эта кампания призвана оправдать усиление милитаристских тенденций в политике правящих кругов Японии, направлена на укрепление японо-американского военно-политического сотрудничества и смыкание с блоком НАТО.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПРОВОДЯ КУРС на мирное сосуществование государств с различным социально-политическим строем, Советский Союз еще в 1978 г. предложил Японии проект договора о добрососедстве и сотрудничестве. При этом советская сторона учитывала, что в Токио не готовы к заключению мирного договора на основе существующих реальностей. Был выдвинут также ряд других инициатив, в частности важное предложение о мерах доверия на Дальнем Востоке, которые могли бы содействовать смягчению напряженности как в отношениях между СССР и Японией, так и в регионе в целом.

Однако все эти инициативы были отвергнуты японской стороной со ссылкой на "нерешенность" территориального вопроса между двумя странами.

Вот почему позиция Советского Союза по вопросу о необоснованных территориальных притязаниях Токио на южную часть Курильских островов как условии заключения мирного договора между двумя странами является твердой и неизменной.

По этому вопросу в ответах Председателя Совета Министров СССР Н. А. Тихонова на вопросы главного редактора газеты "Асахи" С. Хата от 16 февраля 1982 г. говорилось следующее: "Советский Союз был и остается сторонником подведения прочной договорной основы под советско-японские отношения. И не наша вина в том, что до настоящего времени не заключен мирный договор. Причину его отсутствия Вы хорошо знаете. Это - нереалистическая позиция японской стороны. Мы неоднократно, в том числе на самом высоком уровне, заявляли, что в наших отношениях нет такой темы, как якобы нерешенный "территориальный вопрос".

Эта точка зрения в 1984 г. была подтверждена главой Советского правительства в новогодних ответах на вопросы газеты "Иомиури", в которых, в частности, указывалось: "Принципиальная линия Советского Союза на установление с Японией отношений подлинного добрососедства не претерпела изменений. Другое дело - как в Японии стали подходить к отношениям с нашей страной. Японское правительство не без оглядки на противоположную сторону Тихого океана сознательно взяло курс, я бы сказал, на демонтаж всей системы советско-японских отношений, созданной усилиями двух стран в послевоенный период. Оно ввело ограничения на политические контакты, на заключение новых взаимовыгодных контрактов в торгово-экономической области, приостановило выполнение соглашения о научно-техническом сотрудничестве и так далее. Причем эти действия сопровождаются развертыванием различного рода недружественных нашей стране кампаний, имеющих цель внушить японскому народу недоверие к Советскому Союзу и его политике".

Несмотря на заверения о стремлении к диалогу с СССР, правящие круги Японии усиливают идеологическую обработку населения в антисоветском духе. Они пытаются создать у своего народа негативный стереотип Советского Союза и тем самым обеспечить благоприятную почву для милитаризации страны.

Такая позиция Токио по отношению к нашей стране противоречит интересам взаимопонимания и дружбы между советским и японским народами и отнюдь не служит делу укрепления мира и безопасности на Дальнем Востоке.

К. ЧЕРЕВКО, кандидат филологических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно