В "АиФ" затрагивался вопрос о состоянии и перспективах советско-японских отношений. Все же остается неясным, почему между двумя странами до сих пор нет мирного договора.
В. Лютиков, Рига
Редакция обратилась за разъяснением к советскому японисту, старшему научному сотруднику Института Дальнего Востока АН СССР К. ЧЕРЕВКО. Вот его мнение.
ИСТОРИЯ этого вопроса показывает, что советско-японский мирный договор не подписан из-за отказа Токио признать реальности, сложившиеся в результате второй мировой войны, в частности из-за необоснованных притязаний правящих кругов Японии на южную часть Курильских островов - Кунашир и Итуруп из Большой Курильской гряды и на Малую Курильскую гряду.
Как известно, по Сан-Францискому мирному договору 1951 г. Япония отказалась от указанных островов. Советский Союз, который принял активное участие в работе этой конференции, и ряд других государств не подписали его, поскольку в нем не были учтены советские предложения об обеспечении гарантий против возрождения японского милитаризма, о развитии Японии по пути мира и демократии в качестве независимого государства и т. п. Однако это обстоятельство ни в коей мере не означает сохранения за Японией прав на какую-либо из частей этих территорий.
В последующие годы Советский Союз, верный своей политике мирного сосуществования, вел курс на заключение мирного договора с Японией на двусторонней основе.
В ходе переговоров, которые начались в Лондоне 1 июня 1955 г., стороны довольно быстро решили вопросы, связанные с прекращением состояния войны, восстановлением дипломатических отношений, возвращением японских военнопленных, принятием Японии в ООН, а также заключением торгового договора и соглашения о рыболовстве. Вместе с тем японская сторона, ссылаясь на то, что в Сан-Франциском договоре формально не было указано, какому государству передаются эти острова, попыталась добиться от СССР передачи Японии южной части Курильских островов.
Стремясь к скорейшему восстановлению нормальных межгосударственных отношений между двумя странами и руководствуясь интересами добрососедства, Советский Союз соглашался уступить Японии часть своей территории - Малую Курильскую гряду, сделав оговорку, что этот акт доброй воли со стороны СССР будет предпринят, исходя из того, что Япония откажется вступать в военные союзы, которые могли бы быть направлены на подготовку агрессии против Советского Союза, и заключит на этих условиях мирный договор, который подвел бы черту под территориальным урегулированием между СССР и Японией.
В ИНТЕРЕСАХ скорейшего достижения договоренности о нормализации отношений советская сторона согласилась опустить эту оговорку из проекта итогового документа, приняв во внимание заявление главы японской делегации С. Мацумото, что договоры Японии С другими государствами, в том числе с США, не направлены против какого-либо третьего государства.
Однако 7 сентября 1956 г. государственный департамент США в памятной записке японскому правительству, грубо инспирируя притязания правящих кругов Японии на южную часть Курил, заявил, что она не только не должна, но и не имеет права уступать свой суверенитет над теми территориями, от которых она отказалась по Сан-Францискому мирному договору. С открытой поддержкой территориальных претензий Японии к СССР не согласился не только Советский Союз. С официальным протестом выступила также Англия.
В этой обстановке, осложненной давлением со стороны националистически настроенных кругов внутри страны, японское правительство решило предложить Советскому Союзу подписать не мирный договор, а совместную декларацию при условии, что переговоры по вопросу об этом договоре будут возобновлены позднее.
ПОСЛЕ ОБСУЖДЕНИЯ данного вопроса 19 октября 1956 г. была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны и восстановлении нормальных дипломатических отношений между двумя странами. При этом было условлено продолжить переговоры о заключении мирного договора.
Согласие Советского Союза передать Японии по совместной декларации Малую Курильскую гряду после подписания мирного договора между двумя странами не встретило понимания в официальных кругах Японии. Более того, под сильным давлением со стороны США они взяли враждебный СССР курс на искусственное нагнетание территориальных притязаний.
19 января 1960 г. японское правительство заключило с Соединенными Штатами Америки агрессивный договор о "взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности", исходя из "емкой" трактовки которого Советский Союз стал в дальнейшем рассматриваться Токио как "потенциальный противник".
Заключение договора 1960 г. о "взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности" шло вразрез с Совместной декларацией СССР и Японии 1956 г., в которой содержалась договоренность, что между ними "восстанавливается мир и добрососедские дружественные отношения".
В этой связи в памятной записке Советского правительства от 27 января 1960 г. указывалось, что передача Японии Малой Курильской гряды лишь способствовала бы расширению территории, используемой иностранными войсками, и что эти острова могли бы быть переданы Японии только при условии вывода с ее территории всех американских войск и подписания советско-японского мирного договора.
Стремясь вернуть Японию на путь развития дружественных отношений, который соответствовал бы положениям Совместной декларации, Советское правительство предложило, не прекращая переговоров по мирному договору, заключить договор о добрососедстве и сотрудничестве, в котором бы нашли свое отражение вопросы, созревшие для того, чтобы поставить их на прочную договорную основу.
ОДНАКО и на сей раз с японской стороны не последовало позитивного отклика на советское предложение. Более того, японское правительство 7 февраля 1981 г. учредило так называемый "день северных территорий", используемый для разжигания антисоветских настроений.
К сожалению, не изменилась по этому вопросу позиция Японии И после назначения новым премьер-министром Нобору Такэсита. Так, на вопрос, заданный ему недавно корреспондентом газеты "Известия" в Японии С. Агафоновым о том, каким он видит будущее отношений между нашими странами, Н. Такэсита ответил: "Территориальная проблема останется в них главным вопросом, который невозможно обойти".
Советский Союз неоднократно выражал готовность предпринять шаги, направленные на упрочение договорной основы своих отношений с Японией, в том числе заключение мирного договора. Для этого нужно, учитывая существующие реальности, проявить добрую волю. Антисоветская кампания территориальных притязаний и шпиономании, усилившаяся в последнее время, свидетельствует, что японская сторона не готова к этому.