Ни конституция США, ни "Билль о правах" не содержат статьи о праве граждан на труд.
ДЕННИС УАЛЬДСОН - выпускник манчестерской средней школы. Не найдя работы в своем родном городе, подался в столицу. Но и в Лондоне не смог устроиться. После безуспешных скитаний, голодного существования впал в состояние психического расстройства. И в 20 лет закончил свою жизнь в психиатрической больнице. До своего заболевания Деннис вел дневник, который нашли глубоко запрятанным в подкладке пиджака.
Вот его содержание.
...Осталось всего три недели до выпускных экзаменов. Думаю, что сдам их успешно. А что дальше, как и где искать место ученика? Куда обращаться? У кого просить содействия? У родных? У дяди Билла двое сыновей (13 и 20 лет) тоже безуспешно ищут работу. У знакомых? Надо мной, чувствую, нависает дамоклов меч...
...Итак, школа окончена, экзамены сданы Что дальше? В ушах еще звучит речь нашего директора. "Вы вступаете в большую жизнь в тяжелое для Британии время. Затяжной кризис поразил экономику страны. Остановились многие предприятия. Обанкротились солидные фирмы, чей авторитет и высокое положение в деловом мире еще вчера никем не оспаривались. И вам придется на первых порах трудновато. Но не падайте духом. Держитесь, уже виден свет в конце тоннеля Не за горами экономический подъем Британии. Не верьте мрачным пророчествам "красных". Они подтачивают корни нашего патриотизма, нашу веру в будущее..."
...Вот уже двадцать дней подряд занимаюсь одним скучным делом: покупаю утренние газеты и вырезаю из них объявления о найме на работу. Их очень мало, но не пропускаю ни одного. Хожу по всем адресам. Звоню по телефону. Успеха нет. Только одни сожаления, сочувствия... Нередко насмешки.
В отделе кадров текстильной фабрики пожилой клерк издевательски бросил в мою сторону: "Вставать надо раньше, молодой человек. А может быть, иногда и вовсе не ложиться. Бегать надо больше. И как можно, быстрее", - сказал он все это и нарочито громко захлопнул за мной дверь.
На одном машиностроительном заводе разговор был короче: "Чего надо? Работы? - недружелюбно спросил кадровик. - Мы своих-то рабочих увольняем. Завтра, например, целую партию в 25 человек. А с остальными - не знаем, что делать".
..Я уже давно, не покупаю газеты. И не занимаюсь вырезанием объявлений. Не бегаю по адресам. А валяюсь на незаправленной постели. Состояние полнейшего безразличия. Теперь постоянно ловлю себя на одном ощущении: мне кажется, что я неполноценен Чего-то во мне нет нужного для жизни.
...В Лондоне ночую где придется. Экономлю каждый пенс. Ищу любой случайной работы. Два раза везло: грузил с двумя другими парнями старую мебель. Очищал от мусора и грязи запущенный сад.
...Есть, нашлась и для меня, оказывается, "хорошая работа": вступить в вооруженные силы, в войска специального назначении. Вот где будешь "кататься как сыр в масле" - так обещает реклама. И деньги, и вино, и красивые девушки - всего вдоволь! Одень только форму британского солдата, а там, куда тебя доставят воздушным или морским транспортом, убивай, грабь, все бери себе. Да еще хорошо платят!..
На этом дневниковые записи Денниса обрываются. Но и из тех, что дошли до нас, напрашивается вывод: это был совершенно здоровый, абсолютно нормальный молодой парень. Думающий, наблюдательный, честный. Он искал свое место в жизни. Но общество отняло его у Денниса, отняло навсегда.
Подготовил С. РУХОВИЧ.