Примерное время чтения: 6 минут
146

АНАТОМИЯ ЛЖИ. Слухи сродни клевете

СТИХИЙНОЕ лавинообразное распространение какого-либо слуха, подчас весьма заметно влияющее на поведение людей, издавна привлекало к себе внимание мыслителей. Еще в XVI веке известный философ Монтень, пытаясь разобраться в механизмах этого явления, писал: "Сначала чье-то личное заблуждение становился общим, а затем уже общее заблуждение становится личным. Вот и растет эта постройка, к которой каждый прикладывает руку так, что самый дальний свидетель события оказывается осведомленным лучше, чем непосредственный, а последний человек, узнавший о нем, - гораздо более убежденным, чем первый".

Это общее рассуждение касается и частных случаев.

Возьмем для примера две достаточно типичные ситуации, о которых рассказали наши центральные газеты.

"Если б существовала машина для улавливания слухов, - пишет корреспондент "Правды" Г. Сазонов, - то в Орске, рядом с мясоконсервным комбинатом, работы для нее было бы невпроворот. Самые невероятные слухи о манипуляциях с сырьем и продукцией ползут отсюда по городу. Называют цифры хищений одна хлеще другой" ("Правда", 1985, 24 января).

"...У нас в городе, - писал читатель "Известий", из Владимира, - произошла авария на теплотрассе. В магазинах, троллейбусах, во дворах тут же послышались свидетельства "очевидцев": "Подорвали миной, вот те крест, подорвали! Теперь полгорода, без тепла замерзнет". Честно говоря, стало как-то жутковато... Но городские власти оперативно разобрались в обстановке и по радио, а затем в областной газете "Призыв" дали исчерпывающую информацию о причинах аварии и экстренных мерах по восстановлению теплотрассы, с указанием номеров домов и т. д., - и все! Слухи как топором обрубило" ("Известия", 1985, 22 марта).

В этих двух случаях, как в капле воды, отразилась проблема слухов, которые искажают процессы формирования общественного мнения, влияя на общественные настроения. Слухи о хищениях на мясокомбинате в Орске (имевшие под собой, реальные основания) - отнюдь не безобидные шутки, а весьма вредное для общественного сознания проявление безответственности тех, кто создал возможности для их циркуляции. Во втором случае правильно прореагировали те, кто как норму воспринял указание партии о необходимости и дальше расширять гласность, использовать ее как инструмент социалистической демократии.

ОДНАКО ПРОБЛЕМА слухов приобретает особую остроту, если сюжеты устной "информации" специально "подбрасываются" нашим идеологическим противником и используются им как средство психологических диверсий в социалистических и развивающихся, странах и даже для оказания воздействия на население капиталистических стран. Достаточно. вспомнить инспирированные Западом слухи о "кобальтовых бомбах", якобы тайно размещенных в толще океанских вод : "коварными русскими" неподалеку от Нью-Йорка и у берегов Калифорнии, о "бунте в Войске Польском"- выдумку, распространенную Би-би-си, о "прибытки в Афганистан карательных войск с коммунистической Кубы" и т. д.

Слухи используются врагами мира и разрядки и для так называемых "операций прикрытия". Например, когда при испытаниях невидимого для радаров стратегического бомбардировщика "Стелс" в штате Невада (США) разбился известный пилот-испытатель генерал Роберт Бонд, это событие прикрыли слухами о том, что Бонд пилотировал-де полученный по тайным каналам советский истребитель МИГ-23.

Американский исследователь Пол Лайнбарджер так определил "пропаганду посредством распространения слухов": "это планомерное использование слухов для воздействия на ум и чувства данной группы людей с определенной, имеющей общественное значение целью, будь то военной, экономической или политической".

Приемы пропагандистской дискредитации Советской власти отрабатывались еще в 20-х годах. Тогда большим "успехом" на Западе пользовалась расхожая байка о русских пароходах с трюмами, набитыми сибирским золотом, которое доставлялось, мол, в разные страны для развязывания мировой революции. Эти же приемы использовались Би-би-си в 1968 г., когда распространялось абсолютно вымышленное заявление председателя правительства ЧССР, который якобы заявил, что "никто не может быть уверен в своей личной безопасности, независимо от того, является ли он членам правительства или рядовым членом КПЧ", а в заключение призвал "наиболее ценных людей-" покинуть республику во избежание грозящей им опасности.

Слухи регулярно используются для распространения фальшивок о советской внешней политике. Решению этой задачи посвящена, например, рубрика "Вашингтонские слухи" в американском журнале "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт", который внес постыдный вклад в дело распространения клеветнических вымыслов о "советской военной угрозе" и о "причастности СССР к международному терроризму".

Не менее характерны в этом отношении и ставшие печально известными публикации западногерманского журнала "Шпигель", основанные на слухах о "контактах СССР и ЮАР", о "связях Советского Союза с хунтой Пиночета и продаже ей советского оружия".

Еще один пример.

Премьер-министр Швеции Улоф Пальме в одном из своих парламентских выступлений говорил о деятельности оппозиционной умеренной коалиционной партии, которая в своих политических целях распространяла ложные слухи о "советских подводных лодках в шведских территориальных водах".

Порой "запуск слухов" принимает формы открытых политических диверсий с применением специальных технических средств. Известен случай, когда в марте 1982 г. из Франции на датский остров Борнхольм прибыла группа "любителей воздухоплавания" и с благословения местных, властей запустила в направлении Польши 10 тыс. воздушных шаров с контейнерами, набитыми провокационными печатными материалами.

СКАЖЕМ ПРЯМО, слухи возникают и циркулируют не в безвоздушном пространстве. Они рождаются и распространяются в среде "унылых инертных людей", которые, по меткому выражению А. Вознесенского ("Литературная газета", 1985, 9 января, с. 13), составляют некую тайную, анонимную индустрию клеветы. Именно эти люди образуют почву, на которой произрастают сорняки измышлении. Передавая друг другу клеветнические сюжеты, они не только нарушают нормы нашей морали, но и порой вступают в серьезный конфликт с законом. Особенно острым этот конфликт становится в ситуациях, когда от и люди оказываются проводниками политической дезинформации, исходящей из враждебных источников.

Четкое мировоззрение, информированность, убежденность являются действенным средством профилактики слухов, отражающих домысел. В этом отношении интересен опыт эстонского радио, которое в каждой информационной программе "Эхо дня" дает сообщения о происшествиях и важных событиях в республике, чем фактически предупреждает появление слухов.

Слухи, если возникают и циркулируют, в достаточно серьезных масштабах, получают должную оценку у нас в официальных заявлениях. Но не менее важно оперативное реагирование на возникший слух и на уровне области, города, района, трудового коллектива.

Ю. ШЕРКОВИН, доктор психологических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно