ХИППИ
ВПЕРВЫЕ хиппи дали знать о себе где-то в середине 60-х годов. Именно в это время в буржуазной печати замелькали сообщения о том, что на улицах многих западных городов появились целые колонии босоногих, длинноволосых молодых людей весьма странного вида - во фраках и монашеских рясах, колониальных шлемах и пышных платьях времен королевы Виктории, забрызганных краской или разрисованных от руки майках и стертых джинсах и, наконец, просто в лохмотьях. Разместившись прямо на земле, молодые люди курили марихуану. Это и были хиппи.
Своим внешним видом и поведением хиппи бросали вызов западному обществу, его культуре, морали, моде.
Они все делали "в пику" этому обществу и его обитателям - добропорядочным буржуа. Буржуа превыше всего ставили деньги, доллары, "золотого тельца" - хиппи презирали доллары и то, что на них можно купить. Буржуа сочетались между собой законным браком - хиппи признавали только свободную любовь. Буржуа одевались в соответствии с правилами хорошего тона - хиппи рядились в лохмотья.
Лохмотья хиппи (их антимода, противостоящая официальной) стали символом их протеста против "мира вещей".
Посмотрим, каким образом "мир вещей" воспринял протест хиппи.
Как писал американский социолог Дж. Говард, "отвержение общества принесло хиппи такую известность, что они сами стали товаром тем более ходким, чем энергичнее они поносили коммерционализм".
Хиппи стали товаром в том самом обществе, с которым ничего общего иметь не хотели. В моду вошли их поведение, прическа и даже лохмотья. Торговые фирмы "Карнэби-стрит лимитед", "Челси лимитед" и другие наперебой предлагали покупателям джинсы с разлохмоченными штанинами, прошедшие специальную "пачкающую ванну", парики для лысых последователей этого движения. Одна американская косметическая фирма открыла производство "сухого препарата, с полной гарантией придающего грязный вид самым ухоженным волосам".
Антимода хиппи вошла в моду. На хиппи стали делать деньги. Возник "хиппитализм", как окрестили журналисты целую сеть промышленных предприятий, занятых производством одежды, украшений, косметики "под хиппи". Хиппи стали сходить с конвейера.
Что же касается тех, настоящих хиппи, бунтарей, то они затерялись в массе своих подражателей.
ПАНКИ
Десять лет спустя после романтического бунта хиппи, осенью 1977 г., американский журнал "Роллинг стоун" возвестил о рождении новой волны в современной рок-музыке - панк-рока панк-группы "Секс пистолз".
Участники ансамбля в своих неумело сработанных и неумело исполненных песнях объявили себя "зловонными отходами человечества", "антихристами и анархистами". Именно они стали идейными лидерами огромной части западной молодежи, именующей себя коротким английским словом "панк" ("никчемный", "ненужный", "гнилой").
Так же, как и хиппи, панки бунтовали против западного общества: впрочем, хиппи бунтовали по законам эстетичного, панки - безобразного. Хиппи проповедовали любовь и мир, панки - войну и ненависть. Хиппи надевали на себя живописные лохмотья - панки ходили и до сих пор ходят в железных собачьих ошейниках или цепях от сливных бачков, в рваной одежде без единой пуговицы, поддерживаемой самодельным поясом из ржавых гвоздей и бесконечным числом булавок, одна из которых непременно впивается в щеку, "пришпиливая" лицо, как маску. В особом почете у панков всяческие природные недостатки: гнилые зубы, искалеченные части тела, которые подчеркиваются и выставляются на всеобщее обозрение.
Панки хотели вызывать отвращение и вызывали его. Их внешность соответствует их мироощущению, а ощущают они разве что свою собственную мерзость и мерзость окружающего мира. Почему?..
Напомним, что панки в основном выходцы из низов общества. В рамках достаточно жесткой кастовой системы буржуазного общества, неустойчивой экономики и безработицы у них нет, да и быть не может никаких надежд как-то пристроиться в будущем, иметь свой дом, работу, семью. Как поется в одной из песен английских панков, у них "нет будущего". Именно поэтому панки ненавидят все и вся - Запад, общество, капитализм. Тем не менее политикой они не интересуются,
Действительно, в целом панки аполитичны. И все же существовали - правда, весьма немногочисленные - панк-ансамбли, в творчестве которых можно было уловить политические мотивы.
"Я отрицаю рабский труд. Я протестую против лицемерия политиков, ненавижу милитаризацию", - провозгласила шведская панк-группа "Эбба грин". Лозунги сражающегося Ольстера включила в свои песни ирландская группа "Стифф литтл фигэс". "Присоединяйся к борющимся или заткнись и перестань пустословить!" - призывала английская рок-группа "Клэш". (Кстати, "Клэш" принимала участие в ряде мероприятий антивоенного движения.)
Тем не менее протест даже этих панк-групп сошел на нет. Вот что сказал на этот счет Джо Страммер, руководитель ансамбля "Клэш": "Хотя и поем мы о том, что волнует каждого из нас, нет и не было у нас планов переустройства мира. Была лишь мечта. Коммерческий успех встал на ее пути. Я вряд ли буду возражать, если вы скажете, что мы стали частью бизнеса".
Так же, как и в свое время хиппи, панки стали частью бизнеса; они вошли в моду.
Панки - в моде; антимода - в моде!
Стилизованные прически "под панка" можно соорудить в любом модном салоне; стерилизованные лохмотья - приобрести в самых фешенебельных универмагах европейских столиц. Особой популярностью пользуется черный цвет - ведь черный, как известно, излюбленный цвет анархии. Но больше всего, конечно, повезло галантерейщикам: ошейники, цепи! Ну а стопроцентный спрос на булавки совсем примирил их с панк- революцией.
Протест - в моде! Он хорошо оплачивается. Юным любителям панк-рока больше не надо ютиться в гаражах и подвалах; к их успугам самые шикарные концертные залы. Ведущие фирмы грамзаписи сами наладили серийное производство "антимузыки", панк-рока; музыку эту, записанную на блестящие диски, распродали огромными тиражами.
Так панки стали давать прибыль. Многие из них сами заделались "свободными предпринимателями": к примеру, в Лондоне на Кингс-роуд панки подрабатывают, позируя перед фотообъективами иностранных туристов.
Итак, круг замкнулся, историческая аналогия стала очевидной. Бунт вроде бы несхожих между собой длинноволосых, романтически настроенных хиппи и бритых панков в собачьих ошейниках оказался "бунтом на коленях". И те и другие, взбунтовавшись против "общества потребления", в конце концов прекрасно в него вписались. И те и другие стали частью бизнеса. Их одежда, прически, музыка (их антимода) стали предметом купли-продажи, а значит, составной частью буржуазного образа жизни. Их протест трансформировался в очередную гримасу моды.
Интересно, что западная печать, телевидение, радио (и те, кто стоит за ними) вроде бы с сочувствием восприняли бунтующую молодежь; такой бунт - неумелый, наивный - для них был выгоден. Ведь, с точки зрения властей предержащих, куда предпочтительнее, когда молодые люди ходят в собачьих ошейниках, красят волосы в разные цвета и беснуются под музыку панк-ансамблей, чем когда они участвуют в мирных демонстрациях, митингах, забастовках - иными словами, чем когда занимаются политикой.
З. СОВДАГАРОВА, кандидат философских наук