Примерное время чтения: 5 минут
185

Демократия под хреновуху

Без комментариев

Чтобы стать свободными, мы должны стать рабами законов.

Цицерон


В летней Москве при отсутствии политических новостей разгорелась дискуссия, какая нам нужна демократия.

ОДНИ говорят - обычная, как в европейских странах. Другие утверждают - нет, нам нужна особая, с русским, так сказать, анчоусом. Чтобы запах наших политделикатесов долетал до Парижа, Лондона, Нью-Йорка.

В РАЗГОВОРАХ о демократии есть известная закономерность. Чем её меньше, тем больше о ней трезвонят. Старшее поколение хорошо помнит "ленинскую демократию", при которой в стране были запрещены все оппозиционные партии и независимые газеты. Потом была "сталинской улыбкою согретая" советская демократия, за фасадом которой разместился самый большой в истории человечества лагерь принудительного труда - ГУЛАГ.

А сколько было сказано пышных слов о торжестве народовластия при Хрущёве и Брежневе! Ну а уж об особенностях нынешней демократии мы все знаем не понаслышке.

Конституционное затмение

НЫНЕШНИЕ разговоры о демократии напоминают чеховского резонёра, который, сидя за рюмкой водки, никак не мог решить, чего ему хочется больше - то ли осетрины с хреном, то ли новой конституции. На самом деле за этой пустопорожней дискуссией кроется неспособность или нежелание власти в полной мере использовать уже имеющийся в стране основной закон - Конституцию Российской Федерации.

У нас наблюдается настоящее "конституционное затмение". Конституция вроде бы и есть, но в реальности действуют совсем другие правила и порядки. Вот вроде бы у нас многопартийность. А на самом деле мы уже почти въехали в диктатуру "Единой России". По Конституции депутаты Госдумы не могут заниматься предпринимательской деятельностью, а в реальности среди депутатов десятки крупных бизнесменов с миллиардными состояниями. Считается, что законы у нас принимают депутаты. На самом же деле их пишут и проталкивают лоббисты, находящиеся на содержании у крупных корпораций.

Не лучше обстоят дела и в Совете Федерации. По регламенту там не должно быть никаких партийных фракций. На деле почти сотня сенаторов - члены "Единой России". По признанию президента Татарстана Минтимера Шаймиева, "нынешний Совет Федерации в основном состоит из денежных мешков". И представляют они там не интересы регионов, а интересы олигархов, купивших для них сенаторские места.

Торговля властью

ТРЕВОГУ бьёт один из разработчиков нынешней Конституции профессор Михаил Краснов. "За последние годы многие положения Конституции РФ перестали выполняться вообще либо трансформировались до неузнаваемости", - говорит он. Опубликованная им недавно "Красная книга" содержит десятки конституционных прав, которые трактуются не в пользу общества и граждан, а в угоду чиновникам или "денежным мешкам".

Согласно статье 120 Конституции, "судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону", а "разбирательство дел во всех судах открытое". На самом деле мы что ни день, то слышим об очередном "закрытом заседании". На полную катушку действует "телефонное право". Кто только не давит на судей: прокуратура, губернаторы, адвокаты олигархов, лидеры преступных группировок, местные бизнесмены. В регионах хорошо известны тарифы: сколько стоит откупиться от обвинения в хулиганстве, в грабеже, насилии, даже в убийстве. Посредниками нередко выступают работники МВД, связанные с криминальным миром. По словам 1-го вице-спикера Госдумы Любови Слиски, в стране в открытую идёт "торговля властью", а "при принятии решений приоритет отдаётся не государственным, а узкокорыстным интересам".

По Конституции у нас свобода конкуренции и предпринимательства. А на деле рынок (возьмём хотя бы строительство жилья, связь, бензин) поделен между несколькими монополистами, которые устанавливают грабительские для населения цены и тарифы. Вспомним о жутком росте цен на жильё, бензин, на авиабилеты. Или последний скандал с тарифами на мобильную связь. А власть только машет руками...

Контрафактное государство

ПРИНЯТО говорить о молодости нашей политической системы, о наследии тоталитаризма, о неготовности народа к свободе. Но одна из главных причин демократического паралича, думается, не в "плохом народе", а в том, что значительная часть (примерно 40%) российской экономики остаётся в тени. По теневым каналам ходят бешеные, чаще всего криминальные миллиарды. Они разлагают государственный аппарат, депутатов, плодят коррупцию, искажают законы, развращают суды. Один из читателей "АиФ" недавно назвал наше государство "контрафактным". Резко? Несправедливо? А как иначе назвать государство, в котором руководство МВД знает все организованные преступные группировки, их лидеров, а власть употребить не может? Как относиться к государству, в котором число обманутых дольщиков достигло 200 тысяч? А виновных назвать не хотят.

Не нужно придумывать новых эпитетов для демократии. Нужно, чтобы власть и бизнес научились выполнять существующие законы. Чтобы закон был одинаково строг и одинаково снисходителен и для скромного работяги, и для живущего под титановой крышей олигарха. Пока же, по словам председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, "власть законы полуисполняет, а люди их полусоблюдают".

В российской квартире всё отчётливее пованивает (по выражению Л. Троцкого) "бюрократическим абсолютизмом". Демократия нуждается в серьёзном ремонте. Но, как говорил профессор Преображенский, для начала нужно "отремонтировать сортир", а не покупать баллончики с запахом фиалок.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно