"Первое венчание на шестом континенте" - на днях это сенсационное сообщение облетело весь мир. Для многих стало настоящим открытием существование в Антарктиде православной церкви.
ИМЕННО в ней клятву перед Богом дали дочь российского полярника Ангелина Жулдыбина и сотрудник чилийской антарктической базы Алиага Илабака.
ХРАМ во имя Святой Живоначальной Троицы действует третий год. Откуда появился он на ледовом континенте? История его строительства неразрывно связана с судьбой полярника Петра Задирова - 26 лет назад он упал с высоты 800 метров и остался живым и невредимым. В благодарность за чудесное спасение Пётр воздвиг храмы.
"Так не бывает!"
...У ПЕТРА не раскрылся парашют. Он пикировал на обледенелую дорогу, на которой вдруг заметил человеческую фигуру. Задиров узнал собственную мать. Она сняла с себя пуховый оренбургский платок и за два конца выбросила перед собой. Пётр упал на него и не почувствовал боли.
Этот сон приснился Задирову спустя несколько месяцев после чудесного спасения. Сновидение в точности повторило всё то, что с ним произошло наяву, за исключением одной детали. Пётр приземлился на огромный снежный отвал, который образовался за те несколько месяцев, что снегоуборочная машина чистила взлётную полосу аэродрома. Если бы упал на полтора метра правее или левее - попал бы на обледенелый бетон.
Задиров лежал в снегу и видел, как, мигая красным огоньком, к нему мчится "скорая". Никто не сомневался, что Пётр разбился. Он же пытался понять - цел ли позвоночник, начал шевелить в снегу руками и ногами. Даже смог встать - к величайшему удивлению подоспевших медиков.
С аэродрома Задирова отправили в больницу, где у него обнаружили только ушиб правого бедра. Дежурный врач, готовя выписку, спросил: "А с какой высоты упали-то?" - "С 800 метров". Медик покачал головой: "Так не бывает".
Пётр и сам знал, что так не бывает - на его глазах, попав в точно такую же ситуацию, разбился лучший друг. Все они - испытатели парашютных систем - ходили по лезвию ножа. Неудивительно, что мать Задирова страшно переживала за сына и как верующий человек на свой манер оберегала. "Она написала от руки молитву "Живые помощи" и зашила мне её в воротник лётной куртки. Я, бывало, оденусь перед испытанием, вдруг чувствую, что-то шею трёт, и вспоминаю о ней, родимой", - рассказывает Задиров.
После своего чудесного спасения Пётр ещё десять лет продолжал испытывать парашюты, а потом занялся бизнесом. Первые заработанные деньги вложил вовсе не в загородный дом, хоть и ютился много лет с семьёй в одной комнате, а в строительство храма в родном селе Новоникольское Оренбургской области. В 1999 г. на его освящение съехались друзья Задирова, среди которых были полярники. Один из них предложил: "Ты этот храм осилил, так построй ещё и в Антарктиде - в честь наших погибших соотечественников. За пятьдесят лет освоения этого континента погибло почти 70 человек".
И с нуля, за пять лет, Задиров реализовал уникальный проект "Православный храм в Антарктиде". Основные финансовые траты Пётр разделил с откликнувшимся на объявление в Интернете предпринимателем Александром Кравцовым. На их деньги в Алтайском крае из кедра и лиственницы была срублена церковь, которую позже, разобрав на брёвна, из порта Калининграда два месяца на теплоходе переправляли в Антарктиду, где её вновь собрали девять умельцев. Мастера торопились уложиться в антарктическое лето - трудились не покладая рук с утра и до полуночи. Приходило много любопытных с полярных станций других стран. Немцы как-то сказали: "Мы и не знали, что русские могут так работать".
Построенный храм освятили 15 февраля 2004 года в честь Живоначальной Троицы. Согласно указу Святейшего Патриарха церковь в Антарктиде стала патриаршим подворьем, которое окормляется монахами Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Враг искушает
ВСПОМИНАЯ все перипетии строительства, Задиров говорит, что самое сложное, когда враг наступает: "Сбылись предсказания знающих людей: "Раз собираетесь строить храм, будьте готовы, что враг станет вас искушать". Неурядицы начались уже в первой поездке в Антарктиду, когда летели освящать место под будущий храм. В Чили, в аэропорту Сантьяго, обнаружилось, что из девяти сданных в багаж сумок по дороге потерялись три. Одна - с разобранным и зачехлённым деревянным крестом, вторая - с облачением для священников, и третья - с церковными книгами. Через час нужно было отправляться на самый юг Чили - Огненную Землю, откуда через сутки - в саму Антарктиду. Но с чем туда лететь?
На Огненной Земле священники купили ткань в местном магазине и за несколько часов сшили накидки с крестами. С крестом деревянным дело обстояло сложнее, ведь в Антарктиде не то что дерева, ни одного кустарника не растёт. Повезло: за несколько дней на нашу станцию завезли древесину для ремонта жилых вагончиков. Начальник станции по спутниковому телефону успокоил: есть ребята, которые срубят крест. Связались и с наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, который выслал факсом необходимую церковную литературу. Наконец группа россиян вылетела в Антарктиду. Трёхчасовой полёт до материка прошёл спокойно, самолёт уже выпустил шасси, до земли оставалось метров сто, как с океана подошла сплошная полоса тумана. Командир корабля принял решение вернуться обратно в Чили. На следующий день самолёт вновь преодолел расстояние до Белого континента, но снова был вынужден вернуться. Та же ситуация повторилась и в третий раз. Лишь с четвёртой попытки самолёт удалось посадить в Антарктиде...
Задиров признаётся, что, затевая очередной проект, порой ощущает себя "пешкой в огромной шахматной игре": "Только важно понимать, какой ты - "белый" или "чёрный". Знать, чего хочешь. Да, помотает, побьёт, но в результате ты будешь "на коне".
Пётр всегда помнит золотое правило, которому его научили матушки из Дивеевского монастыря: "Положи упования на Бога, проси его помощи и умей прощать ближних. И тебе дастся всё, о чём ты ни попросишь".
Смотрите также: