Тринадцатая годовщина Дня Конституции РФ - праздник хоть и официальный, но в этом году какой-то грустный. То ли потому что число - несчастливое, то ли потому что этот день больше не считается выходным...
ШАРИКИ ДА ЛОЗУНГИ
Притихли партии и движения. Никто не отстаивает своего права на митинг. Ни одного праздничного мероприятия от государственных органов власти...Если бы не акция молодежного крыла Единой России "Молодая Гвардия", и "Местных", можно было бы подумать политический истеблишмент страны Днем Конституции пренебрег...
Хотя то, что собираются устроить молодежные движения - праздником не назовешь. Молодогвардейцы распложаться в этот день на Площади Революции - от памятника Карлу Марксу до Жукова. Организаторы ожидают, что к ним подтянется около двух тысяч граждан. В полдень на специально установленных площадках начнется некое действо не то дебаты, не то речевки...
По словам пресс-секретаря организации Вадима Жарко митинг - не праздник - будет серьезным. Даже несмотря на то, что в нем будут принимать участие специально приглашенные артисты. Тайну готовящегося молодогвардеец так и не открыл.
Другая молодежная организация, именующая себя движением политических экологов Подмосковья "Местные", в этот день прописались неподалеку. Самих организаторов под бочком того же Маркса - на Театральной площади будет человек 40. По крайней мере, столько участников они "заявили" городской милиции. Единственным праздничным элементом предстоящего митинга будут разноцветные воздушные шарики на которых "местные" запустят в небо баннер с лозунгом. Фишкой митинга станет обращение активистов к Федеральному Собранию - внести изменение в преамбулу Конституции. В первой строке заменить словосочетание "многонациональный народ" на "российский народ" и дополнить первое предложение словами "сплоченные русским языком и русской культурой".
Вот только, если верить заместителю председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, Александру Москалецу, усилия "местных" - обречены. Он считает, что Конституция, штука неприкосновенная и посягать на внесение в нее поправок, а не то, что шумно праздновать ее существование, не стоит.
- Только разреши - тут же появится море желающих отредактировать текст основного закона по своему усмотрению.
Впрочем, "поправить" Конституцию можно только созвав всенародный референдум. Депутат признался, что именно для того, чтобы такого соблазна "в том обществе, которое существует в России на сегодняшний день" не возникало механизм созыва и требования к подобной инициативе усложнили до максимума.
- Дело это не должно быть легким. А то будет так же, как у соседей. Вышли на Майдан тысяч двадцать людей, ну может чуть больше, и повлияли на положение дел в стране с 48 миллионным населением.
По мнению Александра Москальца самый правильный путь для защиты своих конституционных прав у россиянина - суд.
- Потому мы постоянно увеличиваем количество судей, ввели институт мировых судей, присяжных. Следующим шагом должно стать создание Административного суда - где гражданин сможет оспорить действие или бездействие того или иного административного служащего.
Депутат, считает отсутствие шумных празднеств по случаю Дня Конституции правильным.
- За фейерверками утрачивается истинный смысл этого дня. А значение его в том, что мы провозгласили себя, прежде всего, правовым государством, а Конституция - это столп правового поля в России.
НЕГРАМ НА РАДОСТЬ
Почему же так не празднично? Один из авторов Российской Декларации прав человека и гражданина - рамочного документа, определившего будущие конституционные нормы Российской Федерации в области прав человека, ведущий разработчик 2-й главы ныне действующей Конституции России - "Права и свободы человека и гражданина", Сергей Ковалев, считает, что праздновать особо нечего:
- Основные конституционные нормы в нашей стране - ниспровергнуты. Практически отменены. Наша действующая Конституция давно заслужила того, чтобы называться бездействующей. У нас нет разделения властей - декларированного Конституцией. Независимого суда - нет, а судебная система давно подчиняется принципу "служивое право". Мы построили законодательство в области выборов так, чтобы независимый парламент никогда бы не мог появится, и чтобы смена власти происходила любым способом, кроме одного - прозрачной и открытой политической конкуренции кандидатов. Наша страна называется Российская Федерация, но является ли она таковой? Нет, ведь губернаторы субъектов федерации фактически назначаются президентом, а федерация предполагает, по сути своей, некую самостоятельность в выборе местного руководства. Сама по себе Конституция не такая уж скверная. Но она давно превратилась в аналог сталинской, которая не была предназначена для исполнения. Хотя когда то восхитила Запад своей 125 статьей (в ней бегло были перечислены все права и свободы личности).
Сергей Ковалев, бывший в конце 70-х годов политзаключенным вспомнил к слову:
- Как-то раз к нам в зону приехал прокурор и сделал выговор, мол, не смейте в своих жалобах ссылаться на Конституцию - она не для вас писана, "Она написана для американских негров, чтобы они знали, как хорошо и вольготно живется человеку в Советском Союзе".
СТРАСБУРГ РАЗБЕРЕТСЯ
Конституционные права человеку могут все же пригодиться, особенно если их защищать, считает президент Академии российского телевидения, ведущий программы "ВРЕМЕНА", Владимир Познер. Чтобы показать разницу между тем, как свои конституционные права отстаивают граждане в России, и во Франции он привел пример:
- Приблизительно четыре года назад французское правительство резко повысило цены на бензин. Я в то время был в Каннах и наблюдал, как бастовали водители грузовиков. Они заблокировали все бензозаправочные и нефтеперерабатывающие заводы. Был конец августа - то время, когда большинство французов возвращаются из отпусков домой, естественно на автомобилях. Бензин выдавался только машинам скорой помощи, пожарным и прочим службам первой необходимости. Когда же на улицах опрашивали рядовых французов, как те относятся к бастующим - все как один отвечали "Молодцы!". У нас - другое. Когда в России появился закон о монетизации льгот - протестовать вышло много народу. Потому что это касалось кошелька чуть ли не каждого. И государству пришлось учесть мнение людей. Но вот другой пример. Два года назад в одном районе крупного российского города перестали топить. Зима, - 25 градусов. Люди ходили по инстанциям - все без толку. Тогда они вышли на улицы и заблокировали движение. Их стали избивать водители, у которых было тепло...Можно все что угодно говорить о власти, но пока сам народ не будет считать, что это его страна, что он за нее отвечает - толка не будет. Нет самосознания, которое говорило бы "если это касается другого - то это касается меня".
Впрочем, если у гражданина наступило разочарование отечественным судом, а собирать митинги не хватает духу или единомышленников, для него остается единственный, но верный, уже истоптанный россиянами путь - в Страсбург. В Европейский суд по правам человека. Об этом напомнил Комиссар Совета Европы по правам человека, Томас Хаммарберг.
По его словам, в России решение суда выполняются и материальную часть иска власти удовлетворяют - выплачивая установленную компенсацию. А вот идейную часть судебных разбирательств Европейского суда российские власти пока игнорируют.
Как поведал Томас Хаммарберг, она заключается в том, что власти страны, гражданин которой дошел до Страсбурга, должны обратить внимание на дело этого человека, выяснить - почему ни один суд внутри страны не разрешил его проблему и принять меры.