Не бойся, я с тобой!
"Уважаемые господа! Мы столкнулись с ситуацией, при которой в некоторых наших больницах мамам не разрешают круглосуточно оставаться со своими маленькими детьми до 3 лет, а детей старше 3 лет не позволяют навещать даже днем. Это происходит, в частности, в Москве - в больнице Святого Владимира, в больнице ?13 им. Н. Ф. Филатова, в городской клинической больнице N 9 (им. Г. Н. Сперанского) и в других...
Считаем существующее положение вещей по сути своей антигуманным. Оно противоречит основной цели - скорейшему выздоровлению ребенка и, кроме того, прямо нарушает законодательство Российской Федерации. В ОСНОВАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, ст. 22, сказано: "Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка..."
Тем не менее руководство некоторых московских (возможно, и российских) учреждений здравоохранения, похоже, ничего не знает об этих нормативных актах! Часто родителям приходится долго и трудно, всеми правдами и неправдами бороться за свои права. Произвол некоторых руководителей стационаров заставляет идти на различные ухищрения и унижения родителей маленьких пациентов.
Есть ли статистика, сколько детей заработали нервное потрясение, находясь ночью в одиночестве в незнакомой больничной палате? У скольких обострилось течение болезни вследствие пережитого? Как часто малышей, привезенных в стационар на "скорой", родители забирали домой под расписку (недолеченных, и даже вообще нелеченных!) в связи с невозможностью остаться с ребенком на все время его пребывания в больнице? Сколько детей не смогли избежать хронических заболеваний - а может быть, и смерти! - из-за существующего положения вещей?!
Заболевшему малышу постоянно нужна мама. Он нуждается в родном человеке гораздо больше, чем здоровый! Ему нужно теплое питье (а совсем маленьким - материнское грудное молоко) днем и ночью. Дежурные медсестры не могут обеспечить постоянное нахождение возле кроватки больного ребенка. Дети, едва перешагнувшие 3-летний возраст, вынуждены в одиночку проходить самые суровые медицинские процедуры. Немногочисленный медицинский персонал не берет на себя труд хоть как-то утешить ребенка, дать ему немного тепла, снизить уровень страха и стресса - в результате подобное "лечение" превращается для маленького пациента в настоящую пытку.
Просим Вас срочно принять меры, чтобы в наших больницах прекратилась практика разлучения мам с малышами! Мы не требуем никаких дополнительных бытовых условий - лишь бы не прогоняли от больного ребенка.
Опасность инфицирования, которую избирают в качестве отговорки некоторые медработники, несостоятельны - например, если мать младенца может посещать его днем, то почему она не в состоянии оставаться с ним на ночь - неужели в ночное время микробы активизируются?
МЫ ПРОСИМ:
Обеспечить повсеместное выполнение ст. 22 ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, предусматривающей круглосуточное нахождение родителей в стационарах вместе с детьми до 3 лет во всех детских больницах России.
Повсеместно обеспечить возможность ежедневного посещения родственниками детей старше 3 лет.
Законодательно установить единый для всех больниц порядок допуска в палаты родственников детей, замены для круглосуточного дежурства возле ребенка одного родственника другим (по усмотрению родителей и опекунов) в течение всего времени лечения, а также установить единые требования к наличию документов и справок у дежурящих и посещающих родственников.
Внести эти пункты в обязательные административные правила каждого лечебного учреждения.
Запретить руководству детских больниц устанавливать свои правила, противоречащие действующему законодательству. Законодательно закрепить систему административных наказаний за нарушение данного закона.
Мальдон Екатерина Анатольевна, Покровская Лариса Игоревна, Денисова Светлана Викторовна, Ефимова Марина Сергеевна ... (всего 104 подписи)".
К письму прилагалась история, случившаяся с одним из авторов коллективного обращения в больнице Св. Владимира в новогоднюю ночь 2002 г. Мы публикуем ее с сокращениями.
Под утро 31 декабря около 4 утра маленький Саша проснулся от кашля и хрипа и начал надсадно плакать басом. Дышал он тяжело. Мы с мужем, конечно, страшно испугались, вызвали "скорую". Выяснилось, что это круп и нужна срочная госпитализация: "Мамочка, живо собирайтесь в больницу!"
Отвезли нас в больницу Св. Владимира и положили в 16-е детское инфекционное отделение, на пороге которого вдруг выяснилось, что я могу остаться с ребенком только днем, а на ночь обязана... уйти! Но почему нас не предупредили об этом еще дома?
Ребенку сделали укол. Он, испуганный и жалкий, долго плакал, хрипел, кашлял; потом уснул в кроватке, просто свалившись без сил... Через долгих 2 часа ожидания появилась врач. Выясняю, что в больнице ребенок должен находиться от 3 до 5 дней, в зависимости от течения болезни. Разбудили Сашу, послушали его, посмотрели горлышко. В историю болезни записали: "ОРВИ. Ларингит. Стеноз 1-2-й степени. Состояние средней тяжести..."
- Я хочу остаться с ребенком!
- Вы будете приходить днем, вам выпишут пропуск. А на ночь вы обязаны покинуть палату.
- Но малышу нет еще и года. Он болен, ночью будет просыпаться и плакать. Ему нужна теплая бутылочка и мама, чтоб снова уснуть. Ему страшно в незнакомой обстановке. Он боится теть в белых халатах - они уже делали ему больно. Что, если он, проснувшись ночью, будет плакать и звать маму?! Разве можно так травмировать больного ребенка?
Меня перебивают:
- Мама, вы не выступайте! Вы самая умная, что ли? Если вас что-то не устраивает - забирайте своего ребенка домой, нет проблем! Сейчас по закону вы имеете право забрать хоть умирающего ребенка, никто вас не остановит. Только учтите, если у него начнется приступ удушья, он может умереть в течение 30 минут, если не принять меры. Что вы будете делать дома, если это случится ночью? Вы ведь не медик?
Я еле справляюсь с рыданиями.
Выхожу в коридор к мужу, он уговаривает: надо оставить малыша в больнице хотя бы на день - поделать уколы, процедуры, и т. д.
Я подхожу к медсестре с вопросом: а как же маленькие дети ночью могут спать, если не видят мамы, проснувшись?
- Спокойно спят. Не увидят мам - так поневоле засыпают: а что им еще делать?! Мы к ним подходим, поим... Зря вы так волнуетесь, мамаша!
- Но вы же не будете всю ночь сидеть возле ребенка? А вдруг он начнет задыхаться, а вы будете в это время возле другого малыша? А я буду рядом слышать каждый его вздох, и позову вас вовремя, и бутылочку ему сама дам... Вам же забот меньше - разве не так?! Я всю ночь просижу на стуле, как мышка! Вы меня не услышите и не увидите...
- Мамаша, прекратите, если вы оставляете ребенка, мы за него отвечаем!
Соображаю насчет этой "ответственности": если, не дай бог, недоглядят - то получат выговор. В случае фатального исхода - ОЧЕНЬ строгий выговор! А в случае нервного потрясения ребенка, ушиба или прочих "незначительных мелочей" ничего не будет, т. к. доказать врачебную халатность практически нереально. Нет, меня никоим образом не устраивает степень ИХ ответственности за МОЕГО ребенка!
- А есть ли в Москве больница, где мамы могут лежать вместе с детками как днем, так и ночью?
Получаю отрывистый ответ-скороговорку: "Есть, близко - 240$ в сутки, сидите, кто хотите, хоть мама, хоть папа с дедушкой".
Начинаю лихорадочно соображать. 240$ в сутки... 5 дней. 1200 $. Таких денег у нас нет.
Нахожу старшую медсестру. Неуклюже спрашиваю, могу ли я остаться на ночь за деньги, и за какую сумму. Нет, таких услуг в этой больнице не оказывают. Меня якобы не поняли...
Иду к телефону-автомату - звонить бабушкам. Вся родня хочет, чтоб малыш остался долечиваться в больнице (все начитались медицинских энциклопедий и уже знают, чем грозит круп малышу - это как раз ночная болезнь), но против того, чтоб оставлять его одного, больного и испуганного, с температурой в больнице.
Голова идет кругом... Реву я, ревут в голос и на том конце провода... Ситуация просто безвыходная. В отчаянии думаем, что делать...
Так доживаем до вечера. Приезжает наш папа, говорит, что на улице пурга и очень холодно. Решаем, что я сижу с Сашей до упора. Постараюсь вымолить пощады в последний момент, когда в отделении останутся одни медсестры...
Остаток дня мы с Сашей играем, читаем книжки. Старшая сестра зашла, посмотрела. "Я вас не гоню, - говорит, - уложите ребенка, тогда и пойдете Новый год отмечать."
Сын угомонился, когда было уже совсем темно. Я поревела, начала дремать, обессиленная... Вошла медсестра.
- Все, мамаша, пора! Уже 10 часов! Вы - последняя.
- Я никуда не пойду, - отвечаю я слабым голосом.
Не буду подробно описывать, что мне пришлось услышать в ответ. Скажу только, что ко мне была выслана самая, похоже, грозная из всех присутствующих медработниц. Она была так воинственно настроена, что закончить свое общение с ней я смогла только одним способом:
- Вот мои руки, а вот ноги. Можете выносить меня из палаты. Но учтите: я буду сопротивляться.
Не захотели почему-то меня выносить. Обозвали напоследок наглой хамкой. Возможно, меня оставили в покое еще и потому, что оставалось менее часа до наступления Нового года... Через некоторое время к нам в палату заглянула старшая сестра. "Мамочка, у вас как дела? Как ваше самочувствие?" Я слегка оторопела от такой смены настроений. Она дала мне подушку с соседней кроватки, чтоб я положила ее на стол, под голову. Посоветовала положить ноги на стул, чтоб не отекли.
Сашка проснулся, захрипел, заплакал. Я налила ему бутылочку, сунула ее под кран и запела сыну песенку. Когда бутылочка нагрелась, он высосал ее и снова уснул. И я тоже... Под утро старшая сестра, услышав Сашкин плач, снова заглянула и спросила, не нужно ли нам чего-нибудь, потом пошла разносить бутылочки другим пищащим малышам...
У меня нет обиды на эту женщину. Она не изверг... Она просто честно пыталась выполнить предписанные ей правила. А когда затея не удалась - стала вести себя просто как нормальная женщина, а не как совковый медработник-цербер. Ее право - отказываться от взяток и пытаться честно выполнять предписания, пусть даже изуверские. Она-то их не сочиняла!..
Утром пришли мой муж со свекровью. Мы договорились, чтоб свекровь сменила меня возле Саши на этот день. Спросили медсестру, как бабушке меня сменить, - в ответ опять:
- Нельзя! У нас выписывается только один пропуск, и только для мамы!
Ждем заведующую в надежде, что удастся договориться. После 4 часов ожидания прошу медсестру решить нашу проблему, пока я еще не упала в обморок. Объясняю, что двое взволнованных и измученных людей с 7 утра ждут внизу, чтобы меня сменить. "Ждите, заведующая смотрит других детей. Вы тут не одни!" На мое резонное замечание, что 5 часов ожидания ради пустячного, очевидного вопроса - это слишком, мне отвечают: "Ваши проблемы!"
Эту фразу я слышала из уст медиков много-много раз за предыдущие сутки. И так и хотелось спросить: но ведь чужие болезни и страдания - это всегда проблемы; зачем же вы шли работать в медицину, коль они вас нисколько не заботят?
Наконец врач добирается и до нас. Объясняю ей, что сама уже, похоже, затемпературила. Очевидно, ввиду этого обстоятельства она соглашается заменить меня бабушкой. Сразу же бегу на пост и требую выписать пропуск для свекрови.
Вечером мы хотим забрать Сашку, но тут свекровь встает на дыбы - хочет, чтоб ребенок во что бы то ни стало долечился положенный срок. Вот этого я уж совсем не ожидала!
Договариваемся: если ее выгонят, муж ловит ночью "тачку" и едет их забирать. Она осталась - но чего ей это стоило! Когда она отказалась вечером выходить из палаты, ей припомнили мою несусветную наглость; и оскорбляли, и стыдили... В конце концов, ПЬЯНЫЙ ОХРАННИК ВОЛОК ЕЕ ЧЕРЕЗ ВЕСЬ КОРИДОР, ВЫВОРАЧИВАЯ РУКУ! Она в это время теряла тапки, плакала, кричала: "Что вы делаете, как вам не стыдно? Вы же мне в сыновья годитесь! За что вы меня позорите перед всеми? Я не хочу уходить от своего внука!" В конце концов этот моральный урод бросил бабушку на диван, плюнул в сторону, выматерился и пошел к медсестрам. Видать, у тех проснулась совесть при виде всей этой нечеловеческой сцены - они его отправили на место.
Потом к свекрови подошла медсестра и сказала: "Бабушка, успокойтесь. Идите в свою палату". Ей дали валерьянку. На трех стульях она немножко поспала. И выдержала там еще один день.
На следующий день мы все же выписали Сашку. Не мы первые, не мы последние забрали из больницы недолеченного малыша. Сегодня там снова воюет какая-нибудь мама. И завтра снова будет битва. И послезавтра...
Кому нужна эта война? Зачем?!
Комментарий редакции
Мы направили это письмо в Министерство здравоохранения РФ и Комитет здравоохранения г. Москвы с просьбой прокомментировать ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в больницах города и страны. Из городского комитета здравоохранения был получен ответ за подписью заместителя председателя комитета И.А.ЛЕШКЕВИЧА, в котором говорится: "Проблема госпитализации родителей по уходу за детьми является актуальной для городского здравоохранения. При строительстве детских больниц не были предусмотрены койки для родителей. Кроме того, многие больницы расположены в неприспособленных помещениях. В наиболее стесненных условиях работают Морозовская ДГКБ, ДГКБ Св. Владимира, ДГКБ N13 им. Н. Ф. Филатова. Тем не менее ежегодно в детские больницы госпитализируются 12-13 тысяч матерей по уходу за детьми с выдачей листов нетрудоспособности. При показаниях, в зависимости от тяжести заболевания, дети старше 3 лет госпитализируются с родителями.
Одновременно сообщаем, что Комитетом здравоохранения разрабатывается план мероприятий об увеличении количества коек для лечения детей с родителями, в т.ч. изменения порядка посещений родителями детей, находящихся на стационарном лечении.
Комитет здравоохранения обязал главных врачей детских больниц обеспечить госпитализацию детей с одним из родителей".
Этот ответ показался бы нам чересчур сухим и общим (учитывая, что "обязанность обеспечить госпитализацию детей с одним из родителей" не выполняется и по сей день), если бы не разъяснения, которые были позже получены в Комитете здравоохранения. Как выяснилось, в больницы на имя главных врачей разослано письмо с просьбой подготовить свои предложения о мерах по улучшению ситуации с допуском родителей к больным детям. На специальном совещании планируется обсудить все поступившие предложения, по итогам этого обсуждения главные врачи должны будут подготовить внутренние приказы по своим медучреждениям.
К сожалению, закон в нашей стране по-прежнему что дышло - это в полной мере касается и статьи 22 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Медицинские руководители рассматривают закрепленное в нем право родителей как некую абстракцию, данную "где-то вообще", но только не в их лечебном учреждении. В результате нередко можно наблюдать сцены, как на посту охраны того или иного лечебного отделения бьется в истерике мать, которая хочет только одного - увидеть своего ребенка.
Никто не спорит, работа по реорганизации внутрибольничных распорядков требует определенных денежных затрат. Но нет сомнений, что можно уже сегодня улучшить положение, не потратив на это ни копейки - просто изменив взгляд на взаимоотношения врача и родителя не как противников, а как союзников в борьбе за выздоровление ребенка.
Еще в феврале 1996 года в решении коллегии Минздрава РФ отмечалось, что "в детских больницах не создаются условия для пребывания родителей с детьми". Может быть, уже настало время, чтобы взяться за эту проблему всерьез, навсегда избавив наши детские больницы от "тюремных" ассоциаций? Мы надеемся, что Министерство здравоохранения РФ подключится к решению этой задачи.