Примерное время чтения: 4 минуты
137

В сражениях с женой отступал и Суворов

НА ПОЛЕ брани, как известно, Александру Васильевичу не было равных, а вот в "постельных баталиях" бывало по-всякому...

Не считая нужным отвлекаться на пустячные любовные похождения, богобоязненный, со строгими религиозно-нравственными правилами, Суворов полагал, что в конце концов каждый "индивидуй" обязан жениться, дабы иметь детей. "Меня родил отец, и я должен родить, чтобы отблагодарить его за мое рождение... Богу не угодно, когда не множатся люди".

"В конце концов" наступило, когда ему стукнуло 44 года. Однако, прежде чем идти под венец, известный уже к тому времени военачальник, аки дитя малое, полностью доверил выбор будущей супруги "своему любезному папеньке" Василию Ивановичу. И "батя" попал пальцем в небо... Он сосватал неопытному по "бабской части" сынку в генеральских погонах княжну Варвару Ивановну Прозоровскую.

Трудно себе представить более неподходящую пару. Она - 23-летняя красавица русского типа: полная, аж сарафан трещал, статная, румяная. А воспитывали ее по принципу: "доброй жене всякие науки, как корове седло. Ее главное предназначение - оказывать сильному полу угожденье. На то ты и лебедь белая, а не сова ученая".

Суворов же (профессор всех военных и прочих наук, как иногда называли его современники) был инженером и дипломатом, публицистом и стихотворцем, владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким, арабским, персидским и финским языками.

Однако юной легкомысленной Вареньке все эти премудрости, которыми овладел муж, были, как говорится, до фонаря. Ее интересовало совсем другое.

Кокетливая мамзелечка, дочь ветреного екатерининского века, она и в девичестве, как деликатно писал впоследствии сам Суворов, "не чуждалась мужского пола". А тут ей попался "мужичок с ноготок" - пожилой, маленького роста, сутуловатый, прихрамывающий, с частыми морщинами и редким седеющим чубчиком. Ну и какой от него "амурный толк"?

В одном из редких промежутков между частыми расставаниями Суворов напрягся и исполнил-таки свой "долг перед Отечеством". В результате чего жена родила ему дочь Наташу. Но затем, взяв под козырек, генерал отбыл в часть, а неудовлетворенная генеральша завела себе любовника. Ну не выдержала поста! Донжуаном оказался внучатый племянник Александра Васильевича, повеса и драгун, секунд-майор Николай Суворов.

"Добрые люди" быстренько "настучали" полководцу о растущих на его увенчанной лаврами голове ветвистых рогах, и он, оскорбленный, затеял дело о разводе. Даже к знаменитому Григорию Потемкину обратился с просьбой "оказать протекцию в освобождении от уз бывшего союза, коего и память уже истреблена".

Однако в конфликт вмешалась Екатерина II. Будучи сама дамой, мягко говоря, отнюдь не пуританского поведения, она не могла допустить, чтобы такие, с ее точки зрения, "пустяки", как альковные похождения, стали причиной распада одной из лучших фамилий империи. Государыня призвала "Отеллу" пред свои ясны очи, три часа беседовала с ним, а в конце аудиенции даже нацепила ему на мундир орден Святого Александра Невского, отколов бриллиантовую звезду со своего платья. И все эти милости - за согласие не рушить семью.

В апреле 1780-го состоялась церемония церковного примирения супругов Суворовых. После чего они терпели друг друга еще три года, пока Варвара Ивановна, вкусившая "клубнички", не завела новый роман. И опять с секунд-майором, на этот раз по фамилии Сырохнев.

Тут уж Суворов плюнул, хлопнул дверью, выругался по-солдатски и по-джентльменски вернул отцу Прозоровской ее приданое. Плюс назначил неверной жене годовое содержание в 3 тысячи рублей. Весьма солидная по тем временам сумма.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно