ДО НЕДАВНЕГО времени взаимоотношения покупателя и продавца регулировались преимущественно Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и разработанными на его основе различными правилами торговли и обслуживания. За последние десять лет этот важный правовой акт помог множеству людей отстоять свои права. Однако воспользоваться защитой закона можно было чаще всего через суд, но по многим распространенным нарушениям это было делать не с руки.
Скажем, вас обвесили, обсчитали. За это в лучшем случае накажут продавца, а администратор или владелец торговой точки лишь повозмущается для вида и опять будет требовать от продавцов, чтобы они "химичили" с весами. Порой граждан незаконно лишают их законного права воспользоваться различными льготами, установленными для отдельных категорий населения, например участников войны. Иные магазины, мастерские, ателье затягивают выполнение заказов, и возмущенные клиенты не могут добиться от них выплаты неустойки в предусмотренном законом объеме.
Весьма распространенное нарушение - сокрытие от покупателя достоверной и полной информации о потребительских свойствах и качестве товара, юридическом адресе изготовителя и т. п. Этим пользуются многочисленные фальсификаторы, беззастенчиво выдающие свои низкопробные подделки за известные бренды. А у правоохранительных органов не имелось достаточной правовой базы для быстрого реагирования на выявленный факт продажи подделки.
Теперь со всем этим будет, похоже, покончено.
С прошлого года действует новый закон прямого действия - Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В нем установлены санкции за различные нарушения, в том числе в сфере потребительского рынка и услуг, которые могут накладывать на нарушителей правоохранительные органы и федеральные контрольные службы.
В новом КоАП впервые установлены процессуальные основания возбуждения дела об административных правонарушениях. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц (кроме анонимных), а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, перечисленных выше, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В КоАП указаны должностные лица, имеющие право возбуждать такие дела. Это, в частности, работники милиции, Госторгинспекции, Госсанэпиднадзора, учреждений Министерства по антимонопольной политике, налоговой полиции, налоговой инспекции.
Языком закона (КоАП)
Статья 14. 2
За незаконную продажу товаров, иных вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена, Госторгинспекцией (или судами) на нарушителей может быть наложен штраф: на граждан - в размере 15-20, на должностных лиц - 30-40, на юридических лиц - 300-400 МРОТ - с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Статья 14. 4
Часть первая. За продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, Госторгинспекция вправе наложить штраф: на граждан - в размере 10-15, на должностных лиц - 20-30 и на юридических лиц - 200-300 МРОТ.
Часть вторая. За продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, Госторгинспекция накладывает на нарушителей штраф: на граждан в размере 20-25, на должностных лиц - 40-50 и на юридических лиц - 400-500 МРОТ. Дело также может быть передано в суд.
Статья 14. 5
За продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ либо оказание услуг, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин Госторгинспекция (а также налоговая инспекция и налоговая полиция) вправе помимо устного замечания или предписания наложить на нарушителя штраф: на граждан - в размере 15-20, на должностных лиц - 30-40, на юридических лиц - 300-400 МРОТ.
Статья 14. 6
За завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования Госинспекция цен (а также федеральный антимонопольный орган, Госторгинспекция) может наложить на нарушителей штраф: на граждан - в размере 20-25, на должностных лиц - 40-50, на юридических лиц - 400-500 МРОТ.
Статья 14. 7
За обвес, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), Госторгинспекция может наложить на нарушителей штраф: на граждан - 5-10, на должностных лиц - 10-20 и на юридических лиц - 100-200 МРОТ.
Статья 14. 8
Часть первая. За нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы Госторгинспекция вправе наложить на нарушителей штраф: на должностных лиц - 5-10, на юридических лиц - 100-200 МРОТ.
Часть вторая. За включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, штраф на должностных лиц - 10-20, на юридических лиц - 100-200 МРОТ.
Часть третья. За непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, накладывается штраф: на должностных лиц - 5-10, на юридических лиц - 50-100 МРОТ.
Статья 14. 10
За незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров (по представлению контролирующих организаций такие дела подведомственны районным и арбитражным судам, мировым судьям) на нарушителя может быть наложен административный штраф: на граждан - 15-20, на должностных лиц - 30-40, на юридических лиц - 300-400 МРОТ, во всех случаях - с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
Статья 14. 15
За нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров Госторгинспекция может наложить на нарушителя штраф: на граждан - 3-15, на должностных лиц - 10-30, на юридических лиц - 100-300 МРОТ.