Примерное время чтения: 7 минут
150

Великий самоучка

Сохранился рассказ о встрече Суворова и Кулибина на празднике у Потемкина: "Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошел к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:

- Вашей милости!

Потом, подступив к Кулибину еще на шаг, поклонился еще ниже и сказал:

- Вашей чести!

Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:

- Вашей премудрости мое почтение!"

Санкт-Петербургской академии механик

ИВАН Петрович Кулибин - выдающийся изобретатель и механик-самоучка - родился в апреле 1735 г. в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. "Выучка у дьячка" - его единственное образование. Отец не дал сыну школьного образования, полагая, что будущему торговцу оно ни к чему. Однако сын томился за нелюбимым делом и, как только выпадала свободная минута, предавался любимому занятию - механике.

В саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Но особой его страстью были часы.

Купец Михаил Костромин первым разглядел талант местного чудака и не побоялся вложить средства в его изобретения. Екатерина II, взошедши на престол, предприняла ряд путешествий, как она говорила, "в Азию", то есть по Волге от Твери до Симбирска. Ожидалось, что императрица удостоит своим вниманием Нижний Новгород. И Кулибин задумал изготовить к ее приезду необычные часы. Своим планом он поделился с купцом М. Н. Костроминым, хорошим знакомым своего отца - тоже купца из староверов. Несколько лет Костромин содержал всю семью мастера и его помощника Алексея Пятерикова, выделял средства на приобретение необходимых инструментов и материалов.

В результате Кулибину удалось осуществить устройство весьма сложных часов, имевших форму яйца: в нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень с вооруженными воинами по сторонам. Ангел отваливал камень от гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза молитву "Христос воскрес", и двери затворялись.

Часы были преподнесены императрице, которая по достоинству оценила способности нижегородского мастера.

Высочайшим указом Кулибин был назначен заведующим механической мастерской Петербургской академии наук.

За руководство мастерскими и работу в них ему положили 350 рублей в год.

Печать гения

ЧЕРЕЗ несколько месяцев после начала работы Кулибина в академии академик Румовский освидетельствовал выполненный новым механиком "грегорианский телескоп". По докладу Румовского 13 августа 1770 г. в протоколах академической конференции записали: "...в рассуждении многих великих трудностей, бываемых при делании таких телескопов, заблагорассуждено художника Кулибина поощрить, чтобы он и впредь делал такие инструменты, ибо не можно в том сомневаться, что он в скором времени доведет оные до того совершенства, до которого они приведены в Англии".

Откликнувшись на вызов англичан сделать "лучшую модель такому мосту, который бы состоял из одной дуги или свода без свай, и утвержден бы был концами своими только на берегах реки", Кулибин собственными исчислениями в 1773 г. дошел до практических выводов, а в декабре 1776 г. демонстрировал на академическом дворе перед собранием ученых 14-саженную модель моста.

Екатерина II, "с крайним удовольствием" принявшая донесение о столь важном изобретении отечественного механика, приказала наградить его 2000 руб. и большой золотой медалью. А мост? Строить мост никто не собирался. Модель его приказано было "сделать приятным зрелищем публики, которая ежедневно во множестве стекалась удивляться оной". Вскоре интерес к модели и у правительства, и у публики остыл. В 1793 году был издан указ перенести ее в сад Таврического дворца и там перебросить через канал. Такова была судьба модели деревянного одноарочного моста, о которой знаменитый мостостроитель Д. И. Журавский сказал: "На ней лежит печать гения".

Обогнавший время

ПОНИМАЯ исключительное значение быстрой связи для такой страны, как Россия, с обширнейшими ее просторами, Кулибин начал в 1794 г. разработку проекта семафорного телеграфа. Он отлично решил задачу и разработал, кроме того, оригинальный код для передач. Но только через сорок лет после изобретения Кулибина в России были устроены первые линии оптического телеграфа. К тому времени проект Кулибина был забыт, а установившему менее совершенный телеграф Шато правительство заплатило сто двадцать тысяч рублей за привезенный из Франции "секрет".

Так же печальна судьба еще одного из великих дерзаний талантливого самоучки, разработавшего способ движения судов вверх по течению за счет самого течения реки. "Водоход" - так было названо судно Кулибина, удачно испытанное в 1782 г.

"Множество народа собралось на берегах Невы, желая посмотреть, как пойдет судно без парусов и весел, против ветра и течения, единой силой той же текущей воды". Когда оно пошло так быстро, что двухвесельный ялик едва мог держаться с ним наравне, громкое "ура" грянуло в привет русскому самоучке, который, стоя на своем судне, сам управлял машиной. За это изобретение Кулибин был награжден пятью тысячами рублей, но в действие его судно так и не было введено. В социально-экономических условиях того времени суда с бурлацкой тягой были выгоднее машинных судов.

В царствование Александра I Кулибин попросил выдать ему вперед за два года его жалованье, которое он собирался израсходовать на постройку нового судна. В случае неудачи все расходы он принимал на себя. Царь удовлетворил просьбу изобретателя. Судно было испытано в 1804 г. С грузом в восемь тысяч пятьсот пудов судно шло против течения со скоростью 409 сажень в час. Но, увы, охотников применить машинное судно Кулибин, как и 12 лет назад, так и не нашел. На Волге, как и встарь, бечевою тянули суда и раздавалась бурлацкая песня, "подобная стону". А машинное судно стояло у берега и гнило, пока его не продали за 200 рублей на дрова.

В 1791 году Кулибиным была изготовлена повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали: "Слуга становился на запятки в приделанные туфли, подымал и опускал ноги попеременно без всякого почти усилия, и одноколка катилась довольно быстро". Она могла везти "одного или двух праздных людей".

В том же году он разработал конструкцию "механических ног" - протезов. Военные хирурги признали изобретенный Кулибиным протез самым совершенным из всех тогда существовавших. Но и это изобретение не принесло Кулибину ничего - все лавры достались после войны 1812 года одному из французских предпринимателей.

Из многочисленных изобретений Кулибина до нас дошли лишь знаменитые часы "яичной фигуры", ставшие для изобретателя пропуском в Академию наук С.-Петербурга (ныне они хранятся в Государственном Эрмитаже).

***

К СОЖАЛЕНИЮ, необыкновенно талантливый Кулибин был малообразован и нередко трудился над тем, что уже было известно до него. В конце жизни он увлекся созданием вечного двигателя и, потратив все свои сбережения на несбыточную мечту, умер в нищете.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно