Примерное время чтения: 7 минут
673

Откуда берутся неудачники?

Часто многие ловят себя на мысли: почему кто-то удачлив и жизнь у него идет как по маслу, а у меня все наоборот? И на работе дела что-то не очень, и в личной жизни полный разлад, и с самим собой, да и вообще - одна сплошная черная полоса. Часто мы виним во всем судьбу-злодейку. Но только ли в ней дело?

СЧИТАЕТСЯ, что чем более социально успешны родители, тем более успешны дети. Но не все так просто. Самую важную роль играет отношение к своему ребенку. Поэтому и считается, что человек "тащит" все свои проблемы из детства. Для примера достаточно рассмотреть лишь один из основных моментов воспитания ребенка.

Многие взрослые только и делают, что ноют, ничего не исправляя в жизни и не анализируя, почему же "все так плохо". Тем самым они порождают в своем ребенке чувство страха. А если ребенок уверен в себе с раннего возраста, то все у него в жизни будет нормально. Если нет - он вырастет человеком с повышенной ранимостью, постоянным беспокойством, словом - чистым неудачником. А всему виной - тревожность родителей, которую они передали детям.

"Тревожность" как программа

Можно ли запрограммировать в ребенке способность быть неудачливым человеком? Простой пример, часто встречающийся в молодых семьях, - несоответствие внешности детей (или особенностей их характера, других качеств) каким-либо ожиданиям родителей. Или, скажем, хотели мальчика, а родилась девочка. Казалось бы, девочка - ну и замечательно, лишь бы здоровая. Не тут-то было - иногда обида на судьбу у родителя (или обоих супругов сразу) так глубоко застревает в глубине подсознания, что такой девушке действительно не позавидуешь. В результате ситуация в семье вечно накалена. Родители все время чем-то недовольны. Дети из таких семей, став взрослыми, не умеют достаточно объективно оценить жизненную ситуацию, ориентируются в основном на неблагоприятные впечатления от жизни. Чаще всего к любой проблеме они применяют свой накопленный отрицательный опыт. Таких бесполезно подбадривать, они заранее твердо уверены в ограниченности своих возможностей и оценивают их, разумеется, как очень низкие. Сильных сторон они в себе не находят, а поддержке извне не доверяют.

Все дело в том, что она должна ощущаться еще в детстве, и прежде всего со стороны родителей. Если ее нет - комплекс неудачника будет преследовать чадо до конца жизни, счастливой которую никто не сможет назвать.

"Все дети, как дети, а я - урод"

Внимание следует обратить на дошкольный возраст, когда активно формируется личность, но защитные механизмы еще не созданы и ребенок - как пластилин. Он воспринимает себя через мнение родителей и учителей. Если говорить ребенку, что он "бестолковый", будьте уверены, таким он и станет. У ребенка возникнет чувство вины перед мамой или папой - "надо же, все дети, как дети, а я - какой-то урод". Для неокрепшего сознания травмирующим является все, за что ребенка ругают, все, за что его упрекают: помыл ли он полы, сходил ли в магазин, получил ли хорошую оценку в школе и т. д. Если такова ваша постоянная система взаимоотношений с ребенком, будьте уверены, что через некоторое время чувство вины обязательно переродится в агрессию, и вы начнете получать отпор. Если у ребенка что-то не получается, помните, что он нуждается прежде всего в эмоциональном сочувствии!

Учитесь любить

"Тревожные" дети появляются в тех семьях, где родители не умеют поддержать сына или дочь, не умеют воспитать в них чувство собственного достоинства. И здесь социальное происхождение не играет никакой роли. Еще "тревожные" дети вырастают у родителей, стремящихся опекать ребенка, не позволяющих ему принять собственное решение (пусть иногда и не совсем правильное). Грешат этим и родители, негибкие в поведении (тоже "перетащившие" груз проблем из своего детства). Так и "кочуют" изъяны в воспитании из поколения в поколение.

Сначала взрослым надо перебороть в себе негативные черты, по максимуму с помощью психолога изжить личностные проблемы и только после этого можно браться за воспитание ребенка.

Нужно знать, что самое главное - чувство защищенности ребенка в семье, которое крепится на доверии к нему и любви. Это база для полноценного формирования личности.


Как воспитать ребёнка, чтобы он не стал неудачником

Певица Наталья Гулькина:

- Прежде всего нужно уважать его интересы. Например, моя дочка Яна - любимица, поэтому я ей никогда ни в чем не отказываю. Только и занимаюсь тем, что покупаю ей краски, раскраски - она очень любит рисовать. И пусть даже она малюет свои шедевры на обоях и двери в комнату! Я все молча отмою или перекрашу дверь, так как понимаю, что, если буду ей что-то запрещать, у нее пропадет к этому интерес.

А когда родители подавляют какие-то увлечения детей или заставляют их заниматься тем, чего они совсем не желают, возникает равнодушие ко всему и как следствие - неудачи. Каждая мать должна быть свято уверена в том, что у нее самый умный, самый гениальный ребенок. И не надо "заглушать" те хобби, которые, по вашему мнению, не дадут ничего в жизни. Если ребенку нравятся поделки, пусть он этим и занимается - не надо гнать его на улицу, а после беспокоиться, не связался ли он с дурной компанией. Да нарочно свяжется, в пику родителям, недовольным тем, что он целыми днями что-то лепит из пластилина! Может, у вас скульптор растет, второй Церетели, а вы "давите" в нем талант!

А вообще с ребенком нужно заниматься и рисованием, и музыку слушать - чтобы разносторонне его развить. Моя дочка, поскольку я до приличного срока беременности выходила на сцену, растет очень музыкальным ребенком. Даже когда я ее рожала, Яна так громко кричала, что акушерка сказала: "Вся в маму пойдет!" Я ей пела колыбельные, ставила и классическую музыку, и современную. Сейчас Яна у меня поет, танцует.

Я постепенно приучаю ее к самостоятельности. Например, прошу помочь при уборке, собрать игрушки. А если она случайно разольет что-то на стол, даю ей тряпочку, чтобы вытерла. В общем, развиваю в ребенке ответственность. Кстати, Яна очень любит мыть посуду, так что я убираю из мойки ножи, вилки, чтобы она не поранилась, открываю воду, ставлю Яну на стульчик и даю ей в руки губку. Сначала, конечно, приходилось все заново перемывать, но я дочку не ругала, а только хвалила. И теперь смотрю: Яна уже действительно хорошо все научилась делать.

Конечно, мы хотим, чтобы дети жили лучше, и потому оберегаем их как тепличные растения. Но от труда их ограждать нельзя, иначе через несколько лет у тебя на шее будет сидеть такой "большой ребенок", ни к чему не способный и ни к чему не стремящийся.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно