На вопросы читателей отвечает психолог Наталья БЕЛЯЕВА
Если малыш - чипсоед
Мой сын не ест совсем. Только сладости и чипсы, больше ничего в него не запихнуть. Спасите желудок 3-летнего мальчика!!!
Диана Е ф р е м ч е н к о, Ростов-на-Дону
- ДЛЯ НАЧАЛА - и это неизбежно - выберите максимально комфортное время для общения с ребенком. Объясните ему в доступной форме, что его здоровье зависит от правильного выбора образа жизни, привычек и, наконец, питания. Ужасные примеры, типа "один мальчик ел только чипсы и умер", не приводите. Дети нуждаются в информации и слушают внимательно, но только если вы рассказываете интересно и по-дружески. А ужастики по-любому вызовут недоверие.
В процессе своего повествования вы обязательно обнаружите, что, кроме сладостей и чипсов, у вашего ребенка обязательно есть несколько любимых блюд, не относящихся к фаст-фуду. Это - ваше спасение. Научите сына или дочь составлять меню с использованием одного из "обнаруженных" блюд. Пусть в нем будут сладости, но только на десерт.
За один визит в магазин покупайте ровно столько "запретного", сколько вы наметили, без запасов, чтобы не провоцировать ребенка.
Привлекайте дитятю к приготовлению еды для него, сервировке стола, украшению лакомств. То, во что мы вкладываем свой труд, кажется нам гораздо более привлекательным. Ветка укропа, положенная в тарелку с картофельным пюре лично ребенком, может "перебить" в его сознании красоту "сникерса".
Старайтесь усаживать ребенка за стол именно тогда, когда он действительно голоден. Не ругайте его, если он не доел свою порцию. Хотя бы раз в день кушайте всей семьей в спокойной обстановке.
Для положительных изменений потребуется много сил и времени. Есть, правда, более радикальный способ, испытанный одной моей подругой. С мужем и детьми-чипсоедами она отправилась в полуторамесячный турпоход. Маршрут пролегал в сотнях километров от ближайшей палатки с шоколадками, и по возвращении проблема была решена.
Тише, Танечка, не плачь!
Дочери 11 месяцев, она еще не говорит. Как только Таня норовит заплакать, мы стараемся переключить ее внимание на что-то другое, развлечь. Это правильно?
Н. С а в р а с к и н а, Пермь
- ПЕРЕЧЕНЬ всех причин плача ребенка займет примерно сотню номеров газеты, и то в случае полного отсутствия иллюстраций. Основные же, как некое "усредненное" правило, таковы: взрослые не понимают его желаний или понимают, но не выполняют. У ребенка трудности в совершении действий (не может достать ложку со стола), отсутствие помощи в нужный ребенку момент (собранная с неимоверным трудом пирамидка упорно разваливается), реакция на пугающую ситуацию, на боль, на голод, отсутствие внимания мамы-папы как таковое.
Как реагировать? Первым делом попробуйте понять причину, вызвавшую плач, и действовать уже исходя из этого. Чаще вам придется не отвлекать, а помогать: помочь затолкать мишку в грузовик, подать тот или иной предмет, отогнать подальше собаку и т. п.
Подчас дети знают - на определенные их действия наложен запрет. И пытаются его нарушить: например, бросить на пол чашку. Взрослый отнимает чашку - ребенок в рев. Вот тогда-то уместно отвлечь непослушное чадо, преключить внимание на что-либо другое. И делайте это максимально спокойно, полностью игнорируя слезы. Тогда такое "дурное" поведение исчезнет быстрее.
Ребёнок - нарушитель
На прогулках мои дети выбегают на дорогу, не смотрят по сторонам. Хоть во дворе машины и не гоняют, согласитесь - страшно. Сто раз им говорила, а они все равно невнимательны.
Лена П р о х о р о в а, Пятигорск
- А ВОТ это не лечится. Маленький ребенок, особенно "заигравшийся", просто не в состоянии контролировать свое поведение. Катящийся мяч для него в данный момент важнее мчащихся по дороге машин. Читать нотации, а тем более ругать и давать подзатыльники - бесполезно. Просто будьте любезны обеспечить дитяти безопасность.
Близнецы - соперники
У меня девочки-двойняшки, им по два года. Чувствую, как дочки с каждым днем все больше "соревнуются" между собой за любовь родителей, бабушек и дедушек. Как воспитать их без вражды и соперничества?
Е. Е р м о л о в а, Тула
- В ТОЙ или иной форме эти качества будут проявляться, и это естественно. Но степень соперничества зависит во многом от родителей. Самое главное правило: постарайтесь не сравнивать детей, хотя соблазн велик. Они похожи внешне, постоянно вместе. "Танюша такая быстрая, ловкая, а Катя копуша, из-за нее мы вечно опаздываем". Какие чувства будет испытывать Катя после таких слов?
В подобных ситуациях, когда сравнения так и просятся на язык, обучайте детей оказывать друг другу помощь: "Танюша, помоги, пожалуйста, Катеньке, достань ее ботинки". Учите близняшек сопереживать, сочувствовать.
Развитию соперничества будут способствовать ежедневные соревнования: кто быстрее умоется, кто быстрее поест. Всегда помните, что дети разные, поэтому с делами каждый будет справляться по-своему. Если один ребенок ходит в кружок рисования, у него получается, ему нравится, это еще не повод записывать туда и другого, которого больше всего на свете интересуют салочки и "казаки-разбойники".
Дети постоянно находятся вместе и как следствие устают от такого тесного общения. Отсюда - раздражительность, ссоры, агрессия. Организуйте по возможности время и пространство близняшек таким образом, чтобы они могли отдохнуть друг от друга.
Когда мать - шантажистка
У нас с женой не очень хорошие отношения, но я не хочу разводиться: ребенку всего 6 лет. Жена же все время "жалуется" сыну на плохого папу: пьет, гуляет, хочет нас бросить. Ребенок после таких "сеансов" часами рыдает и не может спать...
Д. У л ь я н ч и к о в, Энгельс
- МАТЬ обижена и в отчаянии мучает своего ребенка. Почему? Присмотритесь, похож ли сын внешне на отца? Может, неосознанно она мстит мальчику за весь женский род? Или хочет нанести вред обидчику, настроив против него ребенка?
Дети любят обоих родителей. Если ваша любовь прошла, это не значит, что ребенок тоже должен возненавидеть отца. Решайте свои проблемы между собой. Если вы не можете справиться с эмоциями, обратитесь к специалистам.
А ребенку в этой ситуации, как никогда, необходимы внимание, тепло, дружеское участие. Старайтесь поддерживать семейные традиции, соблюдать распорядок дня. Часто дети полагают, что отец хочет их бросить из-за их недостатков, плохого поведения. Убедите ребенка, что в ваших неурядицах его вины нет.
И помните: несчастливый брак травмирует подчас гораздо сильнее, чем развод.
Детский лепет
Ребенку пора говорить, а он ленится. Только тычет пальцем и мычит. Что делать?
Н. Б е р е г о в а я, Можайск
- ОБЫЧНО малыш начинает понимать речь взрослых в 9-10 месяцев. Ребенок активно лепечет. Лепет наряду со словами существует в речи ребенка до двух лет. Он становится со временем более разнообразным - появляются новые слоги, богаче интонация, тембр... Приходит время первых слов. Как правило, это слова - обозначения самых близких и родных людей: "мама" и "папа". Недаром почти во всех языках эти слова состоят из двух повторяющихся, легких для произношения слогов.
В 1,5-2 года - усиленное понимание речи взрослых. Резко возрастает количество произносимых слов, появляются первые фразы. Именно этот возраст наиболее чувствителен к овладению речью. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова, правила их сложения в фразы. Разговаривайте с ребенком, четко произносите слова, по нескольку раз проговаривая новые, незнакомые. Стройте правильно фразы, и результат не замедлит сказаться.
Но, к сожалению, иногда бывает так, что ребенку пора говорить, а он молчит. Лениться ребенок не может, это противоестественно для него, ведь он весь активен, направлен на познание. Не откладывайте визит к логопеду. Чем раньше выявите причины молчания или невнятной речи и начнете работать над этим, тем лучше окажется результат.
Любить почемучку?
Устаю от вопросов своего 4-летнего сына и страшно раздражаюсь. Понимаю, что не права, но так хочется спокойно посмотреть ТВ или высушить феном волосы...
О. Г а л ь п е р и н а, Рязань
ОБИЛИЕ вопросов - характерная черта тех, кому "от 3 до 5". Ребенка интересует все, ведь он открывает для себя огромный мир природных явлений, человеческих взаимоотношений и всего-всего на свете. И, увы, только с помощью ваших ответов (доброжелательных, терпеливых, интересных) у него разовьется нормальный познавательный интерес, он научится устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, быстро разовьет свой интеллект.
Да, это сложно - не утонуть в потоке вопросов. Да, у вас будут негативные эмоции по этому поводу. Но у вас нет другого выхода. Если, конечно, вы любите своего ребенка.
Реально остается только одно - изменить свое отношение к этому занятию. Попробовать расслабиться и получить вместо скуки и раздражения удовольствие. Неужели вам не будет приятно видеть сияющие глаза своего чада в тот момент, когда он впитывает получаемые от вас знания ( "Ах, каким умным он растет, не то что ребенок у Зои!")? Возможен и экономический подход - за каждый ответ бросайте в личную копилку купюру доступного вам достоинства или хотя бы монетку. Глядишь, быстренько наберется сумма, необходимая для покупки в принципе ненужной, но вожделенной вещи. Под любым благовидным предлогом расширьте аудиторию - пусть ответчиками повкалывают и папа, и бабушка, и дедушка. Каждый, допустим, отвечает за свой "блок" вопросов - и вперед. Лет с 5 ребенка можно обучать работе со справочной литературой - только ищите ответы вместе. И утешайтесь тем, что со временем это пройдет. А пока... Сделайте несколько энергичных вдохов (выдох на несколько секунд длиннее вдоха) и продолжайте отвечать.