НАВЕРНОЕ, карманным деньгам пора появиться тогда, когда ребенку есть где их потратить. Одному или с друзьями. Без взрослых. В школьном буфете, например, или в канцелярском магазине.
С суммой мы с моей дочерью-первоклассницей определились так: десять рублей в день. Этого оказалось достаточно для школьных цен и необременительно для меня.
Если предстоит крупная покупка и "суточных" 10 рублей не хватает, можно взять деньги сразу за два дня или даже за всю неделю.
С той поры, как мы ввели карманные деньги, мои расходы, удивительное дело, существенно сократились. Некоторые дети с удовольствием скупают всякую яркую мелочь для того, чтобы забыть о ней через секунду. С появлением карманных денег я освободила себя от такого рода покупок. "Если тебе так нужна эта вещь, ты сама можешь ее купить", - говорила я дочери. И тут человек уже задумывается, так ли оно ему надо. Ведь потратить свои личные денежки совсем другое дело, чем, не сдерживая себя, тратить родительские.
Отправляясь куда-нибудь в путешествие, мы договариваемся о том, сколько денег я могу выделить ребятам на расходы в поездке. Предполагается, что с этими деньгами дети могут делать все, что хотят. Истратить на сладости, накупить сувениров или проиграть в автоматах.
Даже если ребенок собирается глупо пустить все на ветер, надо дать ему такую возможность, раз уж это его деньги. Можно посоветовать поступить иначе, но не настаивать ни в коем случае. Пусть человек набирается опыта и испытает на себе последствия своей расточительности.
В карманных деньгах я вижу много плюсов. Дети учатся планировать свой маленький бюджет, копить и тратить, осваивают товарно-денежные отношения. У них есть возможность сделать выводы о том, например, что стоящая вещь не бывает дешевой и игрушки с лотков долго не живут.
Но самое главное - они делают мне и друг другу подарки.
- У тебя кончился скотч? - спрашивает дочка хозяйским голосом. - Не волнуйся. Я завтра тебе куплю.
Оказывается, заботиться друг о друге так приятно! Чувствуешь себя взрослым, сильным и необыкновенно щедрым.