Продолжение (урок 2). Начало в N16 (урок 1).
ПЕРЕД нашим вторым уроком хочу напомнить родителям о важности режима дня. Некоторые родители видят смысл распорядка дня лишь в том, чтобы 7-10-летний малыш "не терял времени попусту", все успевал. Но дело не только в этом.
Точная фиксированность времени любого из "режимных моментов" (будь то еда, игры или занятия) создает у ребенка внутреннюю подготовленность именно к этой деятельности. Если же в одни и те же часы он сегодня делает одно, завтра другое, ему каждый раз приходится внутренне настраиваться, а это далеко не всегда удается (особенно по отношению к занятиям физкультурой и выполнению школьных домашних заданий). Дело в том, что ресурсы собранности, внимания, воли у школьников младших классов не столь уж велики.
Отдых тоже должен быть предметом особой заботы. Особенно сон. Именно он восстанавливает энергетические запасы веществ нервной системы. К сожалению, нарушения сна бывают не только у взрослых, но и у детей - из-за несоблюдения режима дня, при чрезмерных физических и учебных нагрузках.
Мне часто задают один и тот же вопрос: "А сколько на самом деле нужно времени для сна?" И всегда отвечаю, что цифра эта для взрослых и для детей неодинакова.
Наблюдения английского биоритмолога А. Уэбба показали, что нормальная продолжительность сна у детей может колебаться: до двух лет - в пределах 10-12 часов, от двух до четырех - в пределах 5-6 часов. У ребят школьного возраста - в пределах 4-6 часов. Но, конечно, существует личная норма часов, которую необходимо знать каждому. Установить ее несложно. Для детей она определяется следующим образом.
Ребенку дают уснуть в привычные для него часы. Не будите его, пусть он проснется самостоятельно. Средняя продолжительность сна (в период не менее 5-7 дней) и дает нужную цифру. Определять ее следует не реже, чем раз в два-три года.
Эффективным средством расслабления и отключения от дневных забот является 20-30-минутная вечерняя прогулка, которую можно заменить легкими гимнастическими упражнениями. При этом необходимо иметь в виду, что поздние занятия, связанные с интенсивными физическими нагрузками, несмотря на мышечную усталость, чаще возбуждают, чем приводят к расслаблению. А вот упражнения днем или же ранним вечером (за 4-5 часов перед сном) способствуют улучшению сна.
Величайший пропагандист здорового образа жизни Арнольд Шварценеггер отмечает, что физическая подготовка для детей 6-7 лет основывается на трех вещах:
1. Рациональное питание.
2. Как минимум 15 минут общеукрепляющих упражнений, по крайней мере, 3 раза в неделю.
3. Развитие и усовершенствование двигательных навыков.
Примерно такие же приоритетные рекомендации он предлагает учитывать и при составлении программ физической подготовки для ребят от 8 до 10 лет:
1. Рациональное питание.
2. 20 минут общеукрепляющих упражнений или подвижных игр как минимум 3 раза в неделю.
3. Некоторые упражнения на тренировку гибкости и силы.
4. Развитие и усовершенствование двигательных навыков.
Ну, а теперь, после небольшой порции "назиданий", продолжим знакомство с упражнениями, которые помогут 7-10-летним ребятам укрепить различные группы мышц.
Упражнения для мышц спины:
а) Вытягивание нижней части спины. Это упражнение укрепляет мышцы нижней части спины и ягодиц, а также улучшает гибкость нижней части позвоночника. Ложитесь на живот,оторвите руки от пола,держа их немного раздвинутыми в стороны. Теперь начинайте изгибаться, поднимая ноги и верхнюю часть корпуса навстречу друг к другу (оставляя касающимся пола только живот и верхнюю часть бедер) так далеко, как только сможете, и удерживайтесь в крайнем положении около трех секунд. Сделайте двадцать повторений. Добавлю, что это упражнение очень полезно для взрослых, которые испытывают боли в пояснице;
б) Модифицированные подтягивания. Данное упражнение укрепляет мышцы верхней части спины. Для того чтобы выполнить его, понадобятся два достаточно крепких и надежных предмета высотой около 60 см (например, два стула). Установите палку, как показано на рисунке и убедитесь, что она хорошо зафиксирована. Ложитесь на спину и (широко раскинув руки) ухватитесь за полку. Держа корпус прямо и касаясь пола только пятками, подтянитесь, чтобы коснуться палки грудью, затем медленно опуститесь. Выполняйте упражнение в трех подходах (по 10 повторений в каждом).
Упражнение для мышц плеча:
Плечевые отжимания. Это упражнение важно для укрепления дельтовидных мышц плеча. Найдите стол (скамейку или стул) высотой примерно до середины бедра. Широко расставив ноги и отступив от стола на шестьдесят - девяносто сантиметров, положите руки на стол (на ширину плеч или чуть шире). Спину держите горизонтально, на том же уровне, что и вытянутые руки. Теперь (по-прежнему держа спину горизонтально) подайтесь вперед, коснувшись головой стола. При выполнении упражнения сгибаемые локти должны смотреть вниз, а не в стороны. Плавно вернитесь в исходное положение. Сделайте три подхода (по двадцать повторений в каждом). Упражнение можно усложнить, если встать подальше от стола.
Упражнения для мышц рук:
а) Подтягивания. Это хорошее упражнение не только для бицепсов, но и для мышц плеча, грудной клетки и спины. Держа руки примерно на ширине плеч, ухватитесь за перекладину передним захватом (то есть тыльная часть ладони должна быть над перекладиной) и начинайте плавно подтягиваться, пока подбородок не коснется перекладины, затем так же плавно опуститесь. Если у вас получается, то выполняйте два подхода по десять повторений;
б) Погружения. Одно из лучших упражнений для трицепсов (мышц задней части руки). Встаньте, как показано на рисунке, расположив руки на прижатом к стене стуле. Плавно опускайте таз, пока середина грудной клетки не окажется на одном уровне с ладонями, затем так же плавно вернитесь в исходное положение. Сделайте за тренировку 2 - 3 подхода по 12 повторений в каждом;
в) Глубокие погружения. Если предыдущее упражнение показалось вам слишком простым, то выполняйте это. Расположите руки на одном (прижатом к стене) стуле, а ноги поднимите на второй стул. Выполняйте 3 подхода по 12 повторений.
Третий урок Александра Невского - в следующем номере.
Смотрите также: