Примерное время чтения: 5 минут
120

Приманка для лоха

Снять недорогую квартиру в Москве, особенно летом, очень сложно. Спрос превышает предложение в несколько раз. И тут на "помощь" отчаявшимся нанимателям приходят информационные агентства. Они привлекают доверчивых граждан обилием квартир по минимальным ценам. Но насколько информация, выданная таким агентством, соответствует действительности? И можно ли доверять подобным фирмам? Об этом мы сегодня и поговорим.

Надувная технология

КАК ПРАВИЛО, ситуация развивается следующим образом. Вы платите деньги (примерно от 1000 до 2000 рублей), получаете адрес и телефон квартиры и считаете, что переезд уже не за горами. Но оказывается, что телефон почему-то постоянно занят, или по этому адресу находится автомойка, или квартира уже давно сдана, или ее арендная плата в два раза больше, или... Вариантов здесь много. Поверьте, их продумали заранее. Вплоть до таких мелочей, как звонок хозяйке из офиса фирмы. На самом деле пресловутая "хозяйка" будет сидеть в соседней комнате.

Вы будете приходить в агентство снова и снова, и вам снова и снова будут давать адреса квартир. Тянуться это может до бесконечности, точнее до того момента, пока у вас просто не лопнут нервы. Обычно на это уходит примерно 1-2 недели. Кстати, примите к сведению, что такие информагентства обычно имеют очень хорошую службу охраны, так что все скандалы решаются быстро и не в вашу пользу. А деньги вернуть уже нельзя, так как договор составлен очень хитро.

Расплодившиеся поганки

ИНФОРМАЦИОННЫЕ агентства, предлагающие за деньги списки якобы сдающихся квартир, стали появляться на рынке аренды примерно с середины 90-х годов. В начале своего существования они собирали очереди, сравнимые с финансовыми пирамидами. Ведь желающих снять квартиру в Москве всегда было достаточно, а особенно по цене в два раза ниже рыночной, чем, собственно, и привлекали такие агентства.

Сегодня, по мнению экспертов, таких агентств в Москве примерно около 50. И "плодятся" они буквально как грибы после дождя. Ведь создавать "особые условия" для своего "бизнеса" им не нужно. Первоначальный капитал сведен до минимума, вложений тоже практически не требуется: хорошая реклама не нужна, хороший офис - тоже. Люди и так придут, клюнув на заманчивые цены. То есть создать информационное агентство может любой авантюрист с достаточно ограниченными средствами.

Причина их появления и размножения очевидна. Арендные "лохотронщики" заняли свою нишу на рынке, спекулируя на огромной вилке между количеством предлагаемых квартир и желающих снять эти квартиры. Самое же главное - достоверные данные они не могут предоставить, что называется, "по определению". В самом лучшем случае продают информацию, которой уже три или пять дней, но при том бешеном спросе, который существует сегодня на реальном рынке аренды, она все равно будет устаревшей.

"Создание и поддержание базы сдаваемых в наем квартир в актуальном состоянии требует работы целого коллектива профессионалов и немало затрат, - говорит председатель Комитета защиты прав потребителей риэлторских услуг МАГР Михаил Гороховский. - Естественно, что информационное агентство не обладает ни первым, ни вторым".

Главное - не перепутать

"ЗДРАВСТВУЙТЕ, вы позвонили в агентство, слушаю вас" - так обычно звучит первая телефонная фраза. Что именно за агентство вас слушает, обычно не уточняется. Уточним мы. В таких случаях, как правило, потребитель натыкается именно на информационное агентство, а не на агентство недвижимости. А между ними существует не то чтобы разница, а настоящая пропасть. "Из тысячи людей, которые обращаются в информагентства, - рассказывает Михаил Гороховский, - половина вообще не знают, что есть другие риэлторские фирмы. Они искренне считают, что приходят именно в агентство недвижимости. Люди действуют по принципу: здесь дешевле, там дороже, пойду туда, где дешевле".

Чем принципиально отличается информагентство от агентства недвижимости? Фактически информагентство предоставляет только кусочек (и то протухший) из пакета услуг, который включает в себя полноценная риэлторская услуга. Хотя многим нанимателям часто кажется, что заветный телефон "хозяйки" - это единственное, что ему нужно для решения всех проблем с жильем.

Кто следующий, или что делать?

ЕСТЕСТВЕННО, что информационные агентства - это вид мошенничества, рассчитанный в первую очередь на людей с ограниченными средствами, которые, во-первых, "гонятся за дешевизной", а, во-вторых, хотят сэкономить на риэлторской услуге. В результате, потеряв свои деньги и истратив немало сил и нервов, они все равно приходят в агентства недвижимости. В суд эти потерпевшие, как правило, не обращаются. В принципе не так уж велика сумма, чтобы испытывать на себе все тяготы нашего судопроизводства. Да и информационные агентства, как правило, перестраховывают себя разными способами. Например, на 25-й странице третьего приложения договора мелким шрифтом прописывают, что за достоверность информации они ответственности не несут. Так что к суду привлечь их очень сложно.

Правда, иногда люди, "наколовшиеся" на бесплатный сыр в мышеловке информагентства, обращаются с жалобами в правоохранительные органы. Но ведь если такие агентства существуют, значит, это кому-нибудь нужно или как минимум выгодно. Поэтому дела жалобщиков волынят и затаскивают так, что те, плюнув на потраченные деньги, бросают все судебные тяжбы. Что и нужно информационному агентству для процветания и безбедной жизни.

На самом деле, для того чтобы бороться с подобными агентствами, не нужно придумывать велосипед. Каждое информационное агентство может быть закрыто на основании Закона о защите прав потребителей за оказание недобросовестной, неполноценной услуги. Но вопрос о том, какой суд сделает это первым и создаст прецедент, пока остается открытым...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно