Попробуем разобраться, что же мы делаем на дороге не так. Начнем с велосипеда, поскольку он у большинства наших читателей он наверняка имеется. Запомним первое: велик - самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь - полноценных запчастей для человека пока не изобрели.
Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. В наших городах таких зон - раз, два и обчелся, поэтому надо быть всегда супербдительным. То есть старайтесь предусмотреть любую потенциальную опасность. Таких опасностей огромное количество.
Предположим, вы вышли из подъезда и сели на велосипед. Шины у него, разумеется, накачаны, тормоза в порядке, светоотражательные сигналы на месте - это азбука. А в тридцати метрах впереди вас какой-то дядя сел в "девятку", и его дальнейшие действия вам не известны. Он может кого-то ждать, а может рвануть с места, как ошпаренный. Рассчитывайте всегда на худшее: он может рвануть и, если вы его не пропустите, прижать вас к тротуару!
Другой пример. Вы гоняете по двору и на приличной скорости сворачиваете в арку дома, через которую проезжали беспрепятственно еще вчера. Но со вчерашнего дня многое могло измениться: в арке кто-то припарковал свое авто или, что тоже случается, там успели поставить бетонную плиту. А вы оказались к этому не готовы и наезжаете на неожиданное препятствие. Поэтому, еще раз повторим: рассчитывайте на худшее и обязательно сбрасывайте скорость на поворотах.
Третье правило: никогда не пытайтесь прошмыгнуть между едущим и стоящим автомобилями. Наши дворы слишком узки, и для маневра они малы. Водитель движущейся машины может не рассчитать и оставить для вас слишком мало места. Да и вы в последний момент вдруг повернете руль чуть больше, чем нужно, - вот вам и ДТП. Поэтому остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не сочтите это за трусость, это всего лишь здравый смысл, элементарное чувство самосохранения.
Теперь главное. Не выезжайте на проезжую часть с интенсивным движением, а тем более на магистраль. И не потому, что рискуете попасть в объятия инспектора ДПС. В конце концов, у вас на лбу не написано, что вам не исполнилось четырнадцать лет. Не выезжайте, даже если вам четырнадцать и вас на проезжей части в полной мере защищают ПДД. Если же вам четырнадцати еще нет, вы первый нарушаете правила дорожного движения.
На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны, как и на велосипеде, только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительно безопасная зона кончается дальше одного метра от тротуара. Да и на этот самый метр то и дело посягают автомобили. Тем не менее она ваша по всем правилам.
Напоследок о печальном. Автор этих строк не так давно был свидетелем ДТП с участием велосипедиста. Кончилось оно трагично. Как это было? Велосипедист ехал по шоссе, как и положено, не дальше метра от тротуара. И тут путь ему преградил затормозивший самосвал. Велосипедист резко повернул влево, чтобы объехать самосвал, и... оказался на пути у "Волги".
Как же следовало поступить велосипедисту, чтобы не подвергать свою жизнь опасности? Во-первых, прежде чем совершить маневр, убедиться, что сзади, спереди и сбоку ничего не угрожает, то есть при необходимости пропустить движущийся транспорт. Во-вторых, заранее подать сигнал рукой, что намерен объехать препятствие. И в-третьих, объезжать самосвал максимально близко к нему.